Интервью мапуче о борьбе с чилийской и аргентинской оккупацией
Мари мари пу ламнген ка пу венуй инче та домо Сантьяго варрия мью (Здравствуйте, братья, сёстры и товарищи; я женщина из Сантьяго). Я противница авторитаризма, анархистка, мать двоих детей, мне почти 40 лет, и я принимаю участие в различных сетях независимых/радикальных СМИ и контринформации.
В данное время я активно участвую в радиопроекте, базирующемся в Сантьяго, в основном посвящённом анархизму и различным другим вещам, сейчас идёт 130-й выпуск. Я также участвую в Координационном комитете 18 октября, созданном в солидарность с политическими заключёнными в так называемом Чили. В этом проекте я работаю с товарищами и ламентенами (братьями, сёстрами и друзьями) как в Сантьяго, так и в Валлмапу (территория предков мапуче) — двух местах, где у меня есть сильные личные и политические связи. Я активно принимаю участие в травун (собраниях) территориального восстановления, автономной организации и фейентун ка кимун (сохранении духовности мапуче и исконных знаний). Всё это проявление нашей автономности и вклад в более широкую борьбу на мой взгляд. Для меня, при моих обстоятельствах, это означает, что моё сопротивление в основном происходит в реальности футкса варрия (большого города).
Чтобы понять так называемый конфликт мапуче, мы должны знать, что Валлмапу — это название, данное территории, на которой сегодня доминируют чилийское (гулумапу) и аргентинское (пуэльмапу) государства. Сопротивление и борьба за автономию и возвращение исконных территорий восходит ко времени вторжения и последующей колонизации испанской монархией. Пик этого процесса пришёлся на период с 1800 по 1880 годы, ознаменованный «усмирением Араукании» на этой территории и «покорением пустыни» в так называемой Аргентине. Когда Чили стала республикой, её армия продолжила нести наследие своего происхождения как насильственная колониальная сила против народа мапуче.
Оригинал на английском It’s Going Down, фото La Estrategia Del Caracol, Marcelo Montecino
В настоящее время мы наблюдаем ситуацию, когда военные и полиция безжалостно запугивают, убивают и притесняют народ мапуче. Кроме того, в последние годы участились случаи появления ультраправых полувоенных групп, в основном связанных с землевладельцами, латифундистами и поселенцами, которые продолжают занимать эту исконную территорию мапуче.
С одной стороны, мы видим, как милитаризация и конфликты опустошают район Валлмапу, но, по сути, проблема гораздо больше. Много лет назад чилийское государство передало большую часть территории мапуче землевладельцам, латифундистам и поселенцам для эксплуатации земли. Эти земли по-прежнему принадлежат и управляются теми же семьями и в основном составляют промышленные плантации, на которых выращивают сосну и эвкалипт (оба инвазивных вида наносят ущерб земле и навсегда истощают местный лес и его запасы воды). Регион Араукания, также известный как Арауко, является сердцем Валлмапу и центральной зоной конфликта. Это также самый бедный регион во всём чилийском государстве, несмотря на то, что он получает наибольшую прибыль от расчистки земель, целлюлозных плантаций и лесной промышленности.
Например, MAPA Project площадью 10 000 квадратных метров, который является крупнейшим заводом по переработке целлюлозы и биомассы в мире, расположен в провинции Арауко (регион Араукания). Он принадлежит компании Arauco группы Angelini — одной из главных корпораций в Чили, делающей бизнес на больницах, пенсионных фондах, СМИ, фармацевтике и везде, где можно найти прибыль.
В настоящее время существует бесчисленное количество лоф (общин мапуче), сопротивляющихся колонизации путём насильственного освоения земель: пу ламнген (братья, сёстры и товарищи) захватывают собственность, принадлежащую миллионерам или лесозаготовительным компаниям, и строят там свою общину. С помощью силы земля отвоёвывается у таких спекулянтов и используется для создания реве (церемониального пространства), поддерживая социальную структуру мапуче: лонко (голова), веркен (представитель), мачи (духовный авторитет) и пу вейчафе (воины). Однако проблемы всё ещё остаются, потому что эти земли, как мы уже упоминали, засорены монокультурными культурами, что очень затрудняет их обработку или получение с них трав (лекарств).
В постколониальном обществе мапуче фейентун ка кимун (духовность и знания предков) также сталкивается с многочисленными угрозами. Власть и господство винка (белого врага) осуществляются благодаря ряду прошлых и настоящих колониальных усилий. Государство преследует многих мапуче через тюремное заключение и охотится на обедневших мапуче, чтобы отвернуть их от собственного народа через стратегические программы государственной помощи. Давнее духовное вторжение евангелической церкви также нацелено на народ мапуче на протяжении поколений.
Народ мапуче сталкивается с постоянной оскорбительной и жестокой агрессией государства и его деловых интересов. Однако в условиях военной осады прорастают различные силы сопротивления. Вооружённые группы, такие как CAM (Координационная группа Arauco Malleco), сопротивление лафкенче (люди моря) и ORT (Территориальные органы сопротивления), проводят ряд акций саботажа и борьбы на оккупированной территории мапуче.
В последнее время в Валлмапу было убито по меньшей мере 25 пу ламнген, причём обстоятельства варьировались от вооружённых столкновений до убийств при участии в саботаже и многочисленных смертей, заявленных государством как «самоубийства», которые, вероятно, не были таковыми. Государство использует различные политические тактики и стратегии, стремясь сломить народ мапуче. Происходит постоянное насилие в отношении детей на этой территории, которые часто становятся жертвами военных рейдов и подвергаются плохому обращению и постоянным преследованиям со стороны полиции. Это в дополнение к постоянному насилию проживания на территории, которая не только оккупирована, но и опустошена засухой.
Политическое заключение — одна из основных тактик, используемых чилийским государством против народа мапуче. На момент написания в тюрьмах Ангола, Лебу, Арауко, Темуко, Вилкуна, Виктории, Чол-Чол и Каньете находится более 55 политических заключённых мапуче, включая несовершеннолетних; мы знаем, что тюрьмы являются основным инструментом власти и что лишение свободы чилийским государством является частью более широкой стратегии тирании и изоляции народа мапуче.
В случае с мапуче это ещё более экстремальный опыт лишения, так как речь идёт о че (людях), у которых образ жизни, способ жизни и понимания мира отличается от того, к чему привык западный мир. Голодовки были давней практикой политических заключённых, достойным оружием, используемым заключёнными вейчафе (воинами), чтобы обличить расистскую предвзятость судебной системы или потребовать справедливого судебного разбирательства и выполнения 169 конвенции МОТ.
На мой взгляд, народ мапуче сейчас оказывает наибольшее сопротивление чилийскому колониальному государству, капитализму и политике винка. Как правило, в последние годы между товарищами-анархистами и сопротивлением мапуче были не особо динамичные отношения. Существуют братские узы кеювун (солидарности) между товарищами-анархистами и сообществами сопротивления, узы соучастия перед лицом общего противника. После восстания 2019 года некоторые завесы, разделявшие эти две борьбы, были сняты, что привело к новой артикуляции соучастия мапуче, анархистов и ламнген.
В настоящее время вооружённые столкновения и постоянный саботаж, происходящие в Валлмапу, носят характер войны низкой интенсивности. Нереалистично полагать, что перераспределение власти, произошедшее на последних президентских выборах, изменит ситуацию, связанную с лишением собственности и неоколонизацией на юге Чили. Есть некоторые мапуче, которые более тесно связаны с академическими кругами и «буржуазными» институтами, такие как Элиза Лонкон, председатель конституционного собрания (органа, разрабатывающего новую конституцию), которые ищут компромисс. Проще говоря, есть некоторые мапуче, которые принимают «демократию» как лучшее для своего народа, надеясь на признание государством и политические решения в рамках законности и существующих поселенческо-колониальных рамок.
Те, кто хотел бы праздновать эту победу, не принимают во внимание ни военную оккупацию Валлмапу, ни нынешних политических заключённых, ни беспрецедентное насилие в отношении народа мапуче, особенно детей мапуче, которое продолжается по сей день. У вейчафе ка ламнген (братьев-воинов, сестёр и товарищей), которые восстают в Валлмапу против господства капитала и латифундии (класса крупных землевладельцев), нет ничего общего с этими мапуче, которые чувствуют себя комфортно среди винка и политиков.