Густой замес по-казахски с захватом оружия и органов госвласти
В Казахстане всё завертелось с неимоверной скоростью и вышло далеко за пределы «внутриказахского дела», став потрясением межрегионального масштаба. Итоги дня подводить невозможно, потому что и ночью, прямо в эти минуты, не стихает борьба. Мы наметим лишь основные черты восстания (теперь его можно звать так без преувеличения), наиболее важные и содержательные на наш взгляд:
- Мало кто вспоминает, что новогоднее повышение цен на газ — это не просто подарок от авторитарных властей, а ещё и «рыночек порешал». Газодобывающие предприятия Казахстана частично принадлежат частным транснациональным компаниям. Обвальный переход на «рыночную стоимость» произошёл и благодаря их политике и давлению. «Боец Анархист» напоминает: государство и капитал — две стороны одной отвратительной медали.
- На лицо та самая стихийная самоорганизация: народ без лидеров и политических структур развивает восстание по высшим стандартам революционного искусства. По этим событиям можно будет писать учебник (причём на этот раз не с заголовком «Как не надо»):
- Заняты или уничтожены средства информации (захват коррпункта телеканала Мир24, поджог телеканала «Казахстан»).
- Заняты или уничтожены административные здания. Не успели мы прокомментировать ситуацию в Актау как идеальный момент для натиска, как пришли новости о том, что люди заняли акимат. Мэрия Алматы подожжена.
- Из оружейных магазинов реквизировали оружие. Придётся видимо проговорить очевидное: вооружаться крайне важно для повстанцев. Бумажными стаканчиками тут не обойдёшься. При таком густом замесе — одними коктейлями Молотова и камнями тоже.
- В мятежной Мангистауской области повстанцы блокировали пути сообщения, чтобы затруднить переброску карателей в свой регион.
- Один из отличительных признаков восстания от протеста. Восстание происходит круглосуточно, это рывок. Оно не останавливается на ночь или «до воскресного митинга». В наших реалиях именно восстание является актуальным способом действия.
- Восставшие ведут бои с карателями. Силовые структуры по официальным данным потеряли уже более 10 человек убитыми.
- Что общего у либералов и охранителей? И те, и те поднимают вой о «мародёрах и грабителях». Главная арена экспроприаций — город Алматы.
Экспроприация оружейных магазинов — не жалко и необходимо;Грабёж — это когда ценности насильственно изымают у частных лиц в корыстных целях. Никакой священной корпоративной собственности не существует.
Экспроприация банков — не жалко и необходимо;
Использование авто для баррикад — жалко, но тоже необходимо;
Экспроприация магазинов — пожалуй, не необходимо, но и не жалко.
- В стихийной массе протестующих находятся субъектные люди или группы, которые начали формулировать требования. По информации Orda Kz, восставшие в Жанаозене выдвинули пять требований. Правда ни из каких других источников подтверждения этой информации мы не встретили:
- Смены режима;
- Проведение народных выборов акима каждой области и города, люди сами должны выбрать;
- Возвращение Конституции 1993 года;
- Гражданские активисты не должны подвергаться преследованиям;
- Приход к власти человека вне системы, признаваемого революционным; не из властных кругов.
- Параллельно на лидирующую роль в протесте заявил претензию беглый олигарх и политик Мухтар Аблязов, находящийся во Франции. Аблязов призвал людей собираться у мэрий (а они-то это и сами давно сообразили), и предложил обращаться в его зарубежные «штабы». Ясно, что реально организующую роль в начале восстания Аблязов и его люди не играли и не играют. Но перед нами вполне закономерная и каноничная попытка профессиональных политиков запрыгнуть на спонтанный народный протест и получить себе коврижки, в лучшем случае, — въехать на нём во властные кабинеты… Это как Порошенко — главный рулевой Майдана, ага.
Телеграм-канал @BO_AK_reborn разбирался в ситуации, фото нашлись в инстаграме @alekseenok76 видео по твиттер тегу #Almaty