Хроника сновидений наро-фоминского художника Леонида Пурыгина

Выросшие под влиянием одного единственного стиля, но воспитанные в энтузиазме, слушая по радио и читая об освоении целины, они научились мечтать. И видеть мир не так, как все. И они шлифовали свои таланты — в мечтах, в отвержении, вопреки соцреализму. Не подходили они официальному искусству.
Таким был Леонид Пурыгин — мечтатель, — художник–визионер, создатель картин-складней, автор хроники сновидений и проповедник идеи всеобщей любви, — он почти сразу вошёл в историю советского неофициального искусства. Родом из военного городка в Московской области близ Наро-Фоминска, всю жизнь в его воображении остававшегося населённым удивительными, добрыми, мудрыми и сплошь гениальными людьми. Придёт время, и Пурыгин на своих визитках напишет: «Лёня Пурыгин. Художник из Нары. Гениальный». Для него это были синонимы. Бросив в середине школу, жил случайными заработками и неоднократно попадал в психиатрические больницы, а впоследствии приобрёл мировую известность и жил некоторое время в США, но потом вернулся в Москву, где открыл галерею «наивных художников» и тяжело пил.

В его произведениях есть иерархия в виде доминирующей центральной оси, вокруг которой разворачивается действие, и возвышающийся Бог-Демиург в образе самого «Лёни Гениального», держащего палитру и кисть, созидающего окружающую его жизнь. И главное — фантасмагоричный мир, покрывающий изображение детализированным ковром копошащихся существ, то грешащих, то мирно отдыхающих в райских кущах, среди которых выделяется образ «Голубой женщины»-ангела, регулярно спасающей автора из ада. Антиподом же её является «Пипа Пурыгинская», фантастический зверь женского пола. Другой часто встречающийся персонаж пышнотелая народная Венера — изобретённая авангардистами обнажённая прелестница, которую пытаются то казнить, то сосватать, то соблазнить деревенской камасутрой или разжалобить жертвами. Композиции, психоделически-яркие по краскам, сияющим на фоне космической тьмы, со временем укрупнялись, превращаясь в многочастные «алтари-реликварии». Большую роль в этих вещах играют надписи с автокомментариями видений. Все его работы складываются в свою систему, создают свой мир, свой космос. Надо обладать большим талантом, чтобы создать особый мир на полотне, и он должен быть убедительным.

Леонид Пурыгин верил — по-настоящему верил — что его картины могут изменить мир. Сделать его лучше.

Венера Шляпа, трубка и кот Маленькая Вера Распятие Мир и любовь Художники Волшебная скрипка Клуб скульпторов Без названия Палата номер шесть Огород Лето в Наро-Фоминске Парадный портрет Воспоминания жены комиссара Самосожжение льва Рождение Венеры The Dominatrix Mothership Большая рыба Россия-Америка Годива Виноградова Галина Любовь это космос На кладбище Фантастическая сцена Голубая пипа Венера Чудо-лодка Смерть Несси Человек-бабочка с птичьей шляпой Смерть голубой бабочки Дуня Память Портрет женщины Многоликая женщина Детские воспоминания Женщина-кошка в клетке Без названия Башня Вид из пизды Тамары Комиссаровой Картина Без названия Двое влюблённых Без названия Зелёная бабочка сфинкс Корабль дураков Красный комиссар Поездка пипы пурыгинской Вид из психиатрической больницы Без названия Без названия Леня и Дуня Голубая пипа Заступница Без названия Сталин