Через тернии к звёздам: съезд в Чьяпасе женщин в борьбе

«...Возможно, когда встреча закончится, когда все вы вернётесь в свои миры, к своим временам, своим путям, кто-то спросит вас, достигли ли мы какого-либо соглашения.
Потому что было много разных идей, сходившихся на этих сапатистских землях.
Быть может, вы тогда ответите “нет”.
Или, быть может, ответите: “Да, мы достигли соглашения”.
И, может быть, когда вас спросят, что такое соглашение, вы скажете, что мы договорились жить, и поскольку для нас жить — это сражаться, мы договорились сражаться, каждый человек на своём пути, своём месте и в своё время».
(вступительная речь компаньеры Эрики)

Там, где звёзды сияют ярче, где территория самая свободная, сапатистки открыли свой дом, чтобы принять тысячи женщин со всего мира. Некоторым из нас потребовались часы, чтобы прибыть, другим — дни. Многие из нас знали историю сапатизма и восстания его женщин, некоторые из нас знали о важности Революционного женского закона для индейских общин, а другие почти не слышали о Сапатистской армии национального освобождения на юго-востоке Мексики.

С международной встречи в Чьяпасе С международной встречи в Чьяпасе Организация, сопротивление и бунт Авангард женщин мира С международной встречи в Чьяпасе С международной встречи в Чьяпасе С международной встречи в Чьяпасе С международной встречи в Чьяпасе Женщины съезда в Морелии в Чьяпасе

В то время как Международная женская забастовка заставила тысячи женщин во всём мире приостановить свою работу и выйти на улицы своих городов, тысячи других откликнулись на сапатистский призыв. Прибытие было непростым. Многим не удалось. Все созывались под одним кличем: быть женщинами, которые сражаются.

Это проходило три дня, с 8 по 10 марта 2018 г., в течение которых мы дарили друг другу радость, виды, слова, танцы, стихи, картины и «странные вещи», как сказали бы женщины-сапатистки. На некоторое время мы сгустились на одну и ту же широту. Каждая из них со своими чувствами и своей борьбой отправилась туда и выражала свои боли, улыбки, свою силу быть женщиной в песнопениях и криках, резонировавших в сердцах тех, кто был там. И они звучали эхом в лесу, который окружал нас до невообразимых уголков планеты. У нас было убеждение: из разных широт мы все вместе в те дни заставляли мир дрожать.

Сапатистки выбрали Международный женский день чтобы начать Первую международную встречу политики, искусства, спорта и культуры для женщин в борьбе в «17 ноября», одном из трёх автономных повстанческих муниципалитетов Каракола IV, «Вихрь наших слов», в районе Морелии (накрывает территорию, официально принадлежащую Альтамирано), местонахождение Совета доброго правления «Сердце радуги надежды». Этот регион также известен как зона Tzotz-Choj (летучая мышь-ягуар), отсылая к бывшему правителю города Тонина, где продолжают жить майянские народы цельталей, цоцилей и тохолабалей. Место, где проводилось это международное собрание, одно из крупнейших до сих пор, было частью скотоводческого ранчо, взятого сапатистскими базами. Этот автономный муниципалитет был местом одного из крупнейших изъятий земли после вооружённого восстания в 1994 г.

Сейчас, как мы могли наблюдать путешествуя, постоянно проезжают гружёные древесиной грузовики. Крупные лесопилки в руках местных силовых групп из Экологической зелёной партии [правящей в Чьяпасе] являются одним из многих проявлений разграбления и отнятия природных ресурсов в этом и других регионах; они являются частью инфраструктуры и развития мегапроектов крупного национального и интернационального капитала.

«Ни один коллектив не смог бы организовать всё это.
Вот почему здесь было более двух тысяч сапатистских женщин из пяти караколов.
И, может быть, этого было недостаточно, потому что вас около пяти тысяч, хотя некоторые говорят, что восемь тысяч, а другие говорят девять тысяч.
Мы можем только догадываться, сколько женщин в борьбе было за последние несколько дней, но думаем, что все мы можем согласиться с тем, что здесь было дофига».
(из заключительной речи компаньеры Алехандры)

Вопросы, которыми задавались сапатистские компаньеры в течение месяцев, потребовавшихся для организации встречи, держали их бодрствующими и без аппетита в течение долгого времени, как они нам говорили. Организованная снизу и слева, ища согласия каждой из сапатистских общин; это была непростая задача, но они это сделали. Учитывая это, во время сотен проводившихся мероприятий часто звучали фразы «спасибо» и «да здравствуют сапатисты». Спасибо сапатистам за то, что они приняли нас на своей территории. Благодарим вас за обеспечение питанием в течение трёх дней более чем пяти тысяч женщин. Спасибо, что предоставили нам воду, чтобы пить, пользоваться ванной, принимать душ. Спасибо вам за каждое слово, сказанное вами нам, и что все вы слушали каждое слово из наших уст. И, прежде всего, спасибо за те взгляды, в которых мы узнали друг друга через банданы и лыжные маски, тушь и очки, шарфы и шляпы, прикрывающие нас от солнца.

Каролина и Марина — сапатистские женщины, прибывшие из Каракола III Ла-Гарруча. Их роль заключалась в координации подготовки к мероприятию вместе с 60 другими компаньерами из других сапатистских караколов. В интервью они сказали нам, что они и их компаньеры чувствуют гордость за способность организовать эту встречу, беспрецедентную в истории сапатизма: «Только для женщин это первая, были и другие, но никогда такой как эта, куда не позволяется входить мужчинам, потому что это собрание организовано только женщинами».

Также они сказали нам, что это мероприятие разрабатывалось с июля 2017-го, когда они предложили его: «Таким образом, у нас было много встреч, чтобы его спланировать. Нам было тяжело это делать, потому что мы никогда этого не делали, да, с помощью мужчин, но в этом случае организовывали только женщины, предвидевшие, что потребуется, дабы принять всех вас».

После первой встречи в июле, делегатки приняли предложение о сборе в своих общинах, где только женщины (и каждая из них) решили созвать нас: «Они отправились в деревни, чтобы в каждом городе спросить, произойдёт ли это собрание. Затем они сказали “да”, и именно там началось планирование», — говорят Каролина и Марина. «Организовать это сегодняшнее событие было очень сложно для нас. Мы никогда не делали этого раньше. Было много работы, потому что мы увидели, что нужно много вещей, и тогда мы должны были подготовиться, чтобы быть в состоянии это сделать».

Не только координаторши имели задачи до и во время встречи. Каждая из сапатисток, принимавших участие, активно выполняла разные роли. Повстанщицы и ополченщицы отвечали за наблюдение за территорией, чтобы мужчины не входили. Другие компаньеры решали проблемы с гигиеной, иные отвечали за вождение грузовиков, подъезжавших и покидавших помещения собрания, транспортируя продукты питания либо мусор. Были также врачи и медицинские работники. The Tercias Compas заполнили технические роли обеспечения звука и освещения, а также отвечали за связь и поддерживали полную запись мероприятия.

Многие женщины-сапатистки вкладывали в эту встречу свою энергию в течение нескольких месяцев, и это было заметно в обширной организации: пять столовых, десятки семинаров, бесед и показов, игры в футбол, волейбол и баскетбол. Каждое действо было массовым и проходило одновременно с другими видами деятельности; пока некоторые участвовали в исцеляющем ритуале вокруг огня, другие компаньеры наблюдали за игрой, говорили о насилии в наших телах и наших территориях или участвовали в коллективном мурале.

Огромный кемпинг, две комнаты и различные жилые помещения защищали тысячи женщин от влажного холода ночи Морелии. Сапатистские компаньеры поддерживались командой женщин, отвечающих за ответы на электронные письма, обработку регистраций и организацию перевозок, расписаний и мероприятий до и во время встречи. В заключительных ремарках они поблагодарили всех за их поддержку, а также за тех, кто остался в общинах, заботясь о семьях, животных, домах, бараках, полях, бдительные, чтобы «плохие правительства» ничего не сделали против собрания.

«Шесть сапатистских женщин прошли бы для каждой из вас: “pipsqueak” (это то, что мы называем младенцами, которые только что родились),
маленькая девочка, подросток, взрослая, пожилая женщина и покойная женщина.
Все женщины, все индейские, все бедные,
все сапатистки, все обнимающие тебя
потому что это единственный подарок, который мы можем дать вам взамен». (из заключительной речи компаньеры Алехандры)

Вступительную речь прочитала повстанщица Эрика. Сопровождаемая на сцене другими бойчихами, ополченщицами и компаньерами с позициями в Советах доброго правления, она начала с того, что послала объятия Элоисе Веге Кастро из сетей поддержки Индейского совета правления (CIG), погибшей во время сопровождения его делегации 14 февраля (в автокатастрофе на плохой дороге, — Прим. ред).

Они сказали нам, что их задачей было позаботиться о месте, чтобы не вошли мужчины «потому что, как мы знаем, они хитрые». Все женщины, внимательно слушающие вступительные слова, испустили знающий смех (как и многие из них на протяжении всего мероприятия).

Сапатистки, не колеблясь, ясно дали понять, что их слово является коллективным и непременно наполнено разными возрастами, историями и языками. Через голос Эрики говорили многие. Она рассказала нам, как её жизнь была отмечена ростом сапатистского сопротивления и восстания её бабушек, её матерей и её старших сестёр. Она рассказала нам о своей бесплатной работе прислугой в доме, когда она не знала, как говорить по-испански; как она узнала, что существует сражавшаяся организация, и стала участвовать в качестве базы поддержки и учиться, сотрудничая в коллективной работе с другими женщинами. В их подпольных встречах и политучёбах гнев и отвагу противопоставляли военным патрулям, окружавшим их общины, росли, и без страха взялись за оружие.

Сапатистские компаньеры напоминают нам, что не только капитализм стремится уничтожить нас, но мы должны бороться и против патриархата, этой системы, которая «заставляет людей верить и думать, что женщины меньше, и что мы не полезны». Но не только мужчины, разъясняют нам сапатистки: «Есть также женщины из городов, которые презирают нас, потому что мы не знаем о борьбе женщин, потому что мы не читаем книг, в которых феминистки объясняют, как это должно быть, и так много всего, что они говорят, критикуют, не зная о нашей борьбе».

Они сказали нам, что мы можем выбирать между состязающимися или слушающими и говорящими, и что бы мы ни выбрали, это будет наше решение. Если бы мы решили соревноваться, то в любом случае не было бы людей, чтобы сказать нам «кто победит, и кто проиграет». Если бы мы решили обратиться к танцам, музыке, кино, видео, живописи, поэзии, театру, скульптуре, знаниям, это тоже не было бы у всех людей. Выбор был ясен: мы согласились не конкурировать и уважать наши разнообразия. Чтобы видеть друг друга и обнимать друг друга в кругах бесчисленных тел, крича «бороться, сопротивляться, наше соглашение — жить!» Соглашение о проживании было достигнуто между сельскими и городскими женщинами, коренными, самоорганизованными, артистичными, феминистскими бойчихами с пяти континентов.

Каролина и Марина сказали нам: «Мы видим, что существует ситуация, когда многие женщины убиты. Какая наша вина, как женщин, что они продолжают убивать нас день за днём? Так что лучше, чтобы у нас было это собрание, дабы увидеть, что мы можем сделать, или согласны ли мы с тем, что они продолжают убивать нас каждый день, или что мы должны делать вместе как женщины. Вот почему это было сделано, чтобы посмотреть, хотим ли мы остаться в живых, потому что мы должны что-то сделать». Первое, по словам компаньер, — «не продаваться, не сдаваться, не уступать».

«Добудьте свет для исчезнувших женщин. Добудьте его для убитых женщин.
Добудьте его для заключённых женщин. Добудьте его для женщин, которые были изнасилованы. Добудьте его для женщин, которые были избиты.
Добудьте его для женщин, к которым домогались. Добудьте его для женщин, подвергшимся всем видам насилия.
Добудьте его для женщин-мигранток. Добудьте его для эксплуатируемых женщин. Добудьте его для умерших женщин.
Добудьте его и скажите каждой из них, что она не одна и что вы будете бороться за неё;
что вы будете бороться за правду и справедливость, которых заслуживает её боль;
что вы будете бороться, чтобы боль, которую она перенесла, не повторялась в другой женщине из любого мира».
(из заключительной речи компаньеры Алехандры)

Ночью 8 марта караколь был совершенно тёмным. В одном из двухэтажных зрительных залов и вдоль футбольного поля, сапатистские компаньеры одновременно зажгли более двух тысяч свечей. Небольшой свет, чтобы, как только встреча закончилась, мы отправили его на наши земли. Зажгли его в наших сердцах, в наших мыслях и в наших костях.

Ранее мы слышали вступительные речи и рассказ компаньер от каждого каракола, также выражались артистически в игре и в голосах женщин «Dignidad y la Resistencia», группы из Oвентика.

Они также внесли несколько предложений, на которые мы все согласились. Мы договорились «оставаться в живых и продолжать сражаться, каждая согласно своему пути, своему времени и своему миру». Мы договорились учиться, анализировать и обсуждать в наших коллективах патриархальную систему и, если возможно, «называть, кто ответственен за боль, которую мы переносим». И мы согласились встретиться снова на втором собрании в следующем году, однако «не только здесь, в сапатистких землях, но и в ваших мирах, согласно вашим временам и путям».

Остаётся настоятельная необходимость осветить себя вместе, поделиться этими огнями и передать их другим женщинам: «Возьмите это и, возможно, вспомните, что в патриархальной капиталистической системе не будет ни правды, ни справедливости, ни свободы. Тогда, возможно, мы снова встретимся, чтобы отправить систему в огонь. И, возможно, вы будете с нами, заботясь о том, чтобы никто не погасил этот огонь, пока не останется ничего, кроме пепла». И хотя это происходит, когда приходит «тот день, который будет ночью», мы продолжим практиковаться, обучаться, чтобы знать о самой важной вещи. «И то, что нужно, — это чтобы ни одна женщина из любого мира, любого цвета, любого размера, любого возраста, любого языка, любой культуры, не была снова в страхе. Потому что мы здесь хорошо знаем, что когда вы говорите “Хватит значит хватит!”, это лишь начало долгого пути, а то, чего не хватает, ещё впереди»...

Источник vk.com/fire_on_the_horizon