Тема: ш. 15. Принадлежат к одному потоку
Здесь говорят. И инаковость двух — причины и плода — существует, и не приходим к возникновению всего из всего, так как видим истинное. Истинное здесь таково: поскольку
Может быть сотворено, постольку определяется как плод.
То, что способно его породить, является, хотя и иное, причиной.
Рождаются из принадлежащего тому же потоку бытия и осуществляющего порождение.
Поэтому подобного рождения ростка белого риса из ячменя и т. д. — нет.
Если говорят так, то... (см. шлоку 16).
Здесь, «плод» — то, что означает основу глагола «мочь» с суффиксом причастия будущего времени страдательного залога — критъя-пратъяя. Именно, что может быть сотворено чем-то, является его плодом. А то, что способно породить этот плод, хотя бы и было иным, является причиной. Поэтому плод возникает только благодаря особому иному, а не иному вообще.
Поскольку из того, что относится к одному потоку бытия и осуществляет порождение, рождаются, а из относящегося к отличному потоку бытия — семени ячменя и т. д., или хотя и относящегося к тому же потоку бытия, но не являющегося осуществляющим порождение, а также из относящегося к последующему моменту относящееся к предшествующему моменту — нет, то не придём к возникновению всего из всего.
Говорю. Это невозможно. Итак, что же мы имеем? «Причиной ростка белого риса является только семя белого риса, а другое — нет. Плодом семени белого риса является только росток белого риса, а другое — нет». Следует спросить у этого, признающего действительное существование причины и плода, именно это: «Почему это является истинным»?
Говорят: потому, что видим истинное.
Говорю. Когда снова спрашиваем: «Почему же видим истинное таким образом?», то говорят только это: «Поскольку видим истинное, постольку видим истинное». Этот ответ, не указывая причину истинности, ни в малейшей степени не может избавить от указанной ошибки.