Тема: То, что иногда приходит в голову.
Тут давеча меня спросили об Адаме Кадмоне. Ответил. Задумался. И вот что попутно надумал, вот что я нашел.
Итак, сотворение Адама... Обычно считают, что в Библии оно описано очень коротко и ясно. Однако в действительности создание человека изложено дважды и совершенно различным образом. Сравним эти два описания. Вот первое:
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею... (Быт. 1, 26)
Другое описание дано во второй главе Книги Бытия. Сотворение мира закончено, человек уже создан, и вот почему-то приводится совсем иное изложение его сотворения:
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Быт. 2, 7)
Некоторые экзегеты считают второй рассказ вариантом первого. Но обратим внимание на то, что эти, образно говоря, «два Адама» сотворены совершенно по-разному. При описании «первого» из них употребляется глагол "БАРА", означающий «творить впервые», «создавать прежде не бывшее». При описании «второго» применяется глагол "АСА" , означающий «отделывать», «придавать форму» тому, что уже существует. Кроме того, о «первом» человеке сказано, что он создан по образу и подобию Божьему; ни о каком веществе, употребленном при этом творении, нет ни слова. О «втором» человеке говорится, что он создан «из праха земного».
«Первый» человек сотворен «мужчиною и женщиною», в оригинале :
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт. 1, 27)
Некоторые комментаторы рассматривали это выражение как указание на андрогинную природу первого человека. Если понимать это толкование духовно, то оно, как мы говорили, приложимо к единству в человеке «мужественного» начала — духа, разума и «женственного» - души, чувства. Во всяком случае, мужчина и женщина, или мужское и женское начала, были созданы одновременно.
О «втором» же человеке говорится, что женщина была сотворена позже из его ребра; древнееврейское слово "ЦЭЛА" означает, однако, не только «ребро», но и «сторона», «грань». Следовательно, женщина сотворена из какой-то «стороны», «грани» Адама, нашедшей в ней наиболее полное выражение. Действительно, женщина более эмоциональна, она более воплощает в себе чувственную, «душевную» сторону восприя-тия.
О «первом» Адаме (мужчине и женщине) сказано: «Да владычествуют они... над всею землею». «Второй» же Адам помещается в сад Едемский (по-древнееврейски "ЭДЕН" значит «наслаждение»), чтобы возделывать и хранить его. Итак, не над всею землею господствует «второй» Адам: ему дан сад, который он должен обрабатывать. Наконец «первому» Адаму сказано, что он может есть от всякой травы полевой и от любого дерева; «второму» же Адаму Дается повеление: «От всякого дерева, которое в саду, ты можешь есть, но от древа познания добра и зла, не ешь от него, в тот день, в который вкусишь от него, смертью умрешь».
Здесь уже устанавливается запрет на вкушение от некоего дерева, чего нет в первом случае.
Наконец, как мы уже сказали, в Шестой День творения создан «первый» Адам, «второй» же - уже по окончании Шести Дней. Чем же объясняется столь глубокое отличие «второго» Адама от «первого»? «Первый» Адам по всем признакам символизирует дух человека. Он означает человека духовного, познаниям и силам которого нет предела, который владычествует над всею землею, являя собой подобие и образ Божий. Агада, древнееврейское собрание легенд, преданий и толкований, немало внимания уделяет подробностям сотворения Адама. Один агадический комментарий говорит: Адам был создан «от края неба до края неба» — столь он был огромен (ср. Втор. 4, 32).
Это нужно, конечно, понимать не буквально: скорее это относится к величию духа человеческого, объемлющего весь мир.
И последнее "первого Адама" творит Адонай (по древрейски господин), "второго" Элохим Цебаот (боги воинств).
Первоначальный Адам — прообраз всех вещей — впоследствии назван мистиками «Адам Кадмон» — «древний Адам», вмещающий в себя благие свойства Божьи: мудрость, ведение, красоту, силу и другие. Именно дух человека создан по образу и подобию Бога.
«Второй» же Адам — «Адам Афар», что означает «Адам перстный», «Адам из праха», в отличие от «первого», состоит из двух начал: «дыхания жизни» — , буквально «дыхание жизней», и «праха земного», т. е. вещества. А точнее из красной глины (имя Адам и есть красная глина). Глину же как вы знаете в красный цвет окрашивает оксид железа и он же дает красный цвет крови. Что наводит нас на следующие размышления, но это уже совсем другая история...
Ну и затейливая картиночка в нагрузку. И поверьте все тут нарисованные звери, птички, человечки не просто элементы декора.