Тема: Обучение (для учителей действующих и потенциальных)
Обучение процесс не простой. В первую очередь потому, что многих, как тень отца Гамлета, приследует убеждение, что кого-то, чему-то можно обучить.
Вооружившись этим принципом, а так же необходимыми и не очень знаниями эти люди ломают лбы об ещё более твёрдые лбы собственных учеников, которые в упор не понимают, а главное НЕ ХОТЯТ понимать что же им приподносит "гуру".
А хуже того - если ученик начинает считать, что он ПОНИМАЕТ то, чему учит учитель, понимает его путь и (самое страшное!) если ученик готов продолжать его дело. Тогда учение или практика становятся глухим телефоном... Пиши-пропало.
Если в материальной сферы мы легко углядим физика задумавшего ересь - то в магической глухота становится другом молодёжи. А знания куда-то тихо сваливают... видимо туда где "нет и не было нас".
Итак, если вы всерьёз хотите кого-то обучать, исходите из того - что обучить вы не можете. Впринципе. Вы можете только создать условия для обучения: дать информацию, время для практики, необходимую мотивацию - и прочую не так важную фигню.
Потому что самое главное - это ПОТРЕБНОСТЬ вашего ученика в обучении - если нужна информация, или в учителе - если нужна мотивация. И над этой потребностью вы ни коим образом не властны.
Далее - ученик идёт свои путём. Ты, как учитель, просто его малая часть. Не пытайся направить ученика на "верный путь"! Давай ему выбор - притом не выбор учителя ("не хочешь сидеть в позе амаракаюмба 20 часов подряд - иди к другому наставнику!"), а выбор пути. Нужно дать ученику возможность рещать свои проблемы - и путь расшибает лоб наздоровье.
Ещё - боже вас упаси начинать учить других, активно практикуя то, чем вы собираетесь забивать мозги ученикам. Да - многие так и делают. Да - вопреки результаты иногда получаются хорошие, но это только вопреки.
Активно практикуя - ты сталкиваешься со СВОИМИ проблемами на СВОЁМ пути. Ты до сих пор очарован практикой - считаешь её самой лучшей, считаешь отстоем всё противоположное. В обучении же от тебя требуется трезвость и терпение - которые возьмутся только если свой путь данной практике ты уже окончил!
Кроме того - если обучаешь и сам активно практикуешь, то волей-неволей принуждаешь ученика решать свои проблемы. А оно ему надо? (это главный вопрос учителя - задавайте его себе почаще).
И наконец - твоя задача НЕ продемонстрировать притихшему ученику свои возможности - потому твои возможности, если ты и впраду сделал выбор стать наставником, развиваться не будут. Твоя задача показать ученикам ИХ возможности. Потому готовься, чтобы они летели выше тебя - и если хоть одна струнка зависти в душе шевельнётся - бросай это дело.
ЗЫ: Почему становится наставником каждый решает сам. Желательно только быть честным с собой и отделять предназначение от желание власти и славы.