Тема: ш. 13. Деяние и деятель не одно
Если признают, что вещи рождаются из себя, то порождаемое и порождающий,
Деяние и деятель тоже будут одним и тем же.
Но поскольку они не являются одним и тем же, то не следует принимать рождение из себя,
Так как придём к подробно объяснённым ошибкам.
Как сказано в «Мадхъямака-шастре» (XX. 19):
Причина и плод как одно и то же никогда не будут приемлемы.
Если причина и плод — одно и то же, то рождающееся и порождающее будут одним.
Единства не существует, так как придём и к единству отца и сына или глаза и виджняны глаза. Поэтому там же (XI. 1) говорится:
Если то дерево является огнём, то деятель и деяние будут одним.
Поэтому из опасения прийти к такой и другим ошибкам желающий неложно постичь две истины не должен принимать, что вещи рождаются из себя.
(Опровержение рождения из другого)
Если это утверждение «вещи не возникают из себя» является верным и это положение здесь доказано, то не доказано то, которое гласит так: «из других — как будет?». Итак, есть четыре условия (пратъяя), которые будут по отношению к плоду иным: 1) причина (хету), 2) опора (аламбана), 3) непосредственное следование за тем (саманантара) и, соответственно, 4) хозяин (адхипати). Эти условия осуществляют порождение вещей. Так говорится в Писании. Если опираться на Писание, то следует принять, даже не желая, что вещи рождаются из другого.
Здесь некоторые говорят: «Причина — условие: пять из шести причин — без действующей причины. Называется опорой, поскольку на неё опираются. Все дхармы — опоры, в соответствии с обстоятельствами, шести виджнян — являются опорой — условием. Психические элементы (чайта) и сознание (читта), отличное от сознания существа, вошедшего в нирвану без остатка скандх, являются непосредственным следованием за тем — условием. Действующая причина является хозяином — условием».