Тема: ш. 129. Эго не один поток бытия
Следует сказать:
Если поток бытия существует с точки зрения абсолютной истины, то ошибки нет.
Но при исследовании ранее уже была указана ошибка в отношении потока бытия.
Там, где говорилось:
Дхармы Майтреи соотносятся с дхармами Упагупты.
В шастре тоже сказано (XXVII. 16):
Если человек иной по отношению к богу, то, если рассмотреть это, он будет непостоянным. Если бог и человек являются по отношению к друг другу иными, то не будет приемлемым поток бытия.
Поэтому, таким образом, поскольку у имеющих взаимно отличные признаки не признаётся принадлежность к одному потоку бытия, то вывод неопровержим. Следовательно, ни скандхи, ни сознание не являются Я. Чтобы указать это, говорится:
Поэтому скандхи и сознание не признаются за Я,
Скандхи и сознание неприемлемы в качестве Я не только на основании того, что это приведёт к уже указанным ошибкам, но и на основании этого:
Так как утверждения типа: «Мир имеет конец» и т. д. не обладают истинностью.
Поскольку говорят, что утверждения типа: «Мир имеет конец» и т. д. не обладают истинностью, постольку не признаётся и это: «Скандхи и сознание являются Я». Вот четырнадцать упоминаемых всеми школами предметов исследования, не объясняемых в Писании, а именно: 1) мир вечен, 2) мир невечен, 3) вечен и невечен, 4) не является ни вечным, ни невечным. Поскольку Бхагаван говорил: «Они не являются тем, о чём следует говорить», то и определяются как предметы, не объясняемые в Писании. Итак, они отвергаются, и если некий монах придерживается взгляда: «Мир вечен», то в тексте школы Восточной Горы — Пурвашайла — рекомендуется не общаться с ним:
«Осуществляйте деяние изгнания того обладателя подобного взгляда: «Мир вечен». Осуществляйте деяние изгнания и того обладателя подобного взгляда: «Мир невечен». Осуществляйте также деяние изгнания того обладателя подобного взгляда: «Мир вечен и невечен». Осуществляйте деяние изгнания и того обладателя подобного взгляда: «Мир не является ни вечным, ни невечным».
Так следует говорить о четырнадцати предметах, не объясняемых в Писании. Поэтому если словом «мир» обозначаются скандхи, тогда, поскольку скандхи как рождающиеся и уничтожающиеся невечны (преходящи), в Писании будет указываться: «Мир преходящ, невечен». Поскольку после ухода в нирвану скандхи не существуют, то в Писании будет указываться: «Мир имеет конец». Аналогично, в Писании будет указываться: «Татхагата не существует после своего успения в нирване». Следовательно, так как утверждения типа: «Мир имеет конец» и т. д. отвергаются, то утверждение «именно скандхи являются Я» неверно.