Тема: ш. 121 а. Ложная теория истинного созидания
Тиртиками признаётся вкушающее, вечное, не являющееся
Вещью и деятелем Я, не имеющее качеств, бездейственное.
Системы тиртиков будут отличаться
В отношении некоторых его особенностей.
При этом последователи санкхъи утверждают в «Тантре Чёрного Ишвары»:
Базисная материя — пракрити созидающая не является викритой (созидаемым). Великий и т. д. всего семь, является созидающим и созидаемым. Шестнадцать — созидаемое. Дух — пуруша не является созидающим, не является созидаемым.
Здесь, поскольку творит (пракрит), то называется созидающей — пракрити (материя, природа). В какой же ситуации творит? Во время видения желания духа — пуруши. Когда у духа рождается желание, имеющее вид влечения к обладанию звуком и другими объектами, тогда соединяются дух и пракрити, полностью знающая желание духа. Затем осуществляется явление звука и т. д. При этом происходит вот что: из пракрити — великий, из него — гордость, из неё — совокупность шестнадцати, из тех шестнадцати возникают пять — звук и т. д., из этих пяти возникают пять махабхути. Таков порядок возникновения.