Тема: ш. 115. Зависимое опровергает абсолютное
Итак, если рассматривать объяснение зависимого возникновения сторонников этой идеи обусловленности, то приходим к выводу, что невозможны не только эти идеи рождения беспричинного и т. д., но и другие идеи, связанные с двумя: постоянства и прерывности, постоянного и непостоянного, реального и нереального и т. д. Чтобы указать это, говорится:
Поскольку — раз вещи возникают зависимо —
Эти идеи признать невозможно,
Постольку это признание зависимого возникновения
Уничтожает все сети плохих взглядов.
Поскольку относительные вещи обретают своё существование именно в соответствии с этой идеей: «Это возникает в связи с тем», а по-другому — нет, постольку эта идея сторонников этого зависимого возникновения уничтожает все сети указанных плохих взглядов. Итак, благодаря установлению идеи зависимого возникновения сторонников этой теории обусловленности мы не принимаем наличие бытия ни у каких вещей. Как сказано в «Юктишаштике»:
То, что возникает в связи с тем-то и тем-то, не рождается как таковое.
Как скажешь о том, что не рождается как таковое: «рождается»?
И, соответственно (XXIV. 18):
То, что возникает зависимо, называется шунъятой.
Оно признаётся наделённым причиной. Именно это и есть средний путь.