Тема: ш. 96. Цель сутр условного смысла
Далее. Полностью разъяснив при рассмотрении этого (текста) Писания, что все тексты раздела Сутр подобного рода, принимаемые виджнянавадинами за содержащие истинный смысл, в действительности содержат только прямой смысл, автор, чтобы разъяснить посредством доказательства, что здесь имеется в виду прямой смысл, говорит:
Будды говорят: «Если нет познаваемого объекта, то
Легко достигаем отвержения познающего субъекта».
Поскольку отрицание познающего осуществляется, если нет познаваемого, то
Сначала занимаются опровержением познаваемого.
Будды Бхагаваны вводят обращённых в понимание отсутствия собственного бытия постепенно. При этом, поскольку реализовавшие заслуги проникают в понимание дхарматы легко, то, раз накопление заслуг является методом, способствующим проникновению в постижение дхарматы, вначале идёт речь об отдаче и т. д. Аналогично, поскольку опровержение существования познаваемого является методом, способствующим постижению отсутствия сущности — Я, то Бхагаван прежде подвергает критике истинность существования именно познаваемого, так как постигшие отсутствие сущности у познаваемого объекта легко достигают понимания отсутствия Я у познающего субъекта. Иногда постигшие отсутствие собственного бытия у познаваемого объекта постигают отсутствие собственного бытия у познающего субъекта совершенно самостоятельно, а иногда — благодаря небольшому объяснению. Поэтому опровержение существования познаваемого объекта излагается прежде. Разумным следует рассматривать другое по аналогии.