Тема: ш. 95. Истинные и условные сутры
Это и указывается здесь:
Поскольку это было изложено Наставником Буддой в прямом смысле
И это доказано как имеющее прямой смысл, то так и следует принять.
Это является прямым смыслом не только этой сутры, но и других тоже:
Другие тексты раздела Сутр подобного рода тоже свидетельствуют, что
Это наставление разъясняет то, что является прямым смыслом.
Каковы же те, которые являются текстами раздела Сутр подобного рода? Как сказано в сутре «Истинного объяснения мысли» — «Сандхинирмочане»: «Парикальпита, паратантра и паринишпанна». Из трёх указанных предметов парикальпита не существует, паратантра существует. И, соответственно, в сутре «Ланкаватара» говорится:
Данная виджняна глубока и тонка, подобно потоку реки, изливает все семена.
Если принимается за Я — неверно, не учил Я тому простаков, — и т. д.
И это:
Как врач даёт лекарства заболевшему болезнью,
Так и Будда, соответственно, говорит существам о сущем как о сознании.
Это наставление разъясняет, что здесь имеется в виду прямой смысл.
Соответственно, там говорится и так: «Если Бхагаван назвал в изложенной сутре Сущность Татхагаты (Татхагата-гарбха), и Бхагаван сказал что она, являясь по природе совершенно чистым Ясным Светом, изначально совершенно чиста, обладает тридцатью двумя признаками, пребывает в теле всех живых существ, и Бхагаван сказал, что, подобно очень ценной драгоценности, завёрнутой в нечистое одеяние, она облачена в одеяние скандх, дхату и аятан, подавлена страстью, гневом, невежеством, загрязнена нечистотой дискурсивности, являясь постоянной, неизменной, вечной, то почему же эта, описанная Бхагаваном Татхагатой, Сущность Татхагаты не похожа на признаваемое за Я тиртиками? Ведь, Бхагаван, тиртики тоже учат, признают за Я вечное, не являющееся деятелем, не имеющее свойств, всё охватывающее, неразрушимое.
Бхагаван сказал: «Махамати, моё описание Сущности Татхагаты несходно с описанием Я тиртиков. Махамати, Татхагаты, архаты, истинно совершенные Будды, указав, что Сущность Татхагаты означает шунъяту, истинный предел, нирвану, нерождённость, отсутствие признака, отсутствие желания и т. д., указали двери постижения Сущности Татхагаты для того, чтобы простаки полностью избавились от возможности появления страха перед несуществованием Я и этим указали совершенно непостижимое дискурсивно состояние бытия, не являющиеся (феноменально) объектом.
Махамати, будущие и являющиеся теперь бодхисаттвы махасаттвы не должны быть приверженцами Я. Махамати, например, гончар из одной кучи глины делает благодаря рукам, воде, ниткам и усердию различные виды сосудов. Махамати, аналогично и Татхагаты заявляют, что у дхарм нет сущности, что все постигаемые дискурсивно предметы соверщенно ложны, и посредством праджни, постигающей истинную суть, и всевозможных видов искусных методов являют Сущность Татхагаты или учат отсутствию сущности — Я. Учат посредством всевозможных видов слов и букв, подобно тому, как гончар создаёт сосуд посредством глины и т. д. Таким образом, Махамати, являют Сущность Татхагаты. Вот как обладатели ума, приверженного взгляду, полностью признающему Я за истинное, став обладателями ума, пребывающего в сфере трёх полных освобождений, быстро запечатают пороки, полностью реализовавшись в наивысшем, истинно совершенном Просветлении».
Там же указывается этот упоминаемый в разделе Сутр всех Будд признак сущего: «Махамати, сущее пусто, не рождается, недвойственно, не имеет собственного бытия».