Тема: ш. 90. Будда не отрицал форму
Поэтому в сутре сознание определяется как главное, а рупа — нет. Почему же?
Хотя рупа и имеет место, но у неё
Нет деятеля, подобного сознанию.
Под рупой здесь понимается тело.
Поэтому отличный от сознания деятель — творец
Отвергается, а рупа — не отвергается.
Здесь, некоторые считают деятелем (творцом) Владыку, некоторые считают сознание, но то, что рупа не является деятелем — творцом, не вызывает споров. Поэтому когда усомнившийся в том, что деятелем — творцом является Владыка, называет деятелем (творцом) именно сознание, в котором, раз отвергает отсутствие у него признака деятеля — творца, усматривает наличие способности быть деятелем — творцом, то, отвергнув, что деятелем — творцом является Владыка, одерживает верх в споре как бы захватывает объект спора— рупу. Это верно. Но будет верным и следующее:
«Когда два царя, желающих властвовать над одной страной, сражаются друг с другом за обладание этой страной, то не вредят простому народу той страны, так как он нужен обоим. Так и здесь то же: поскольку рупа нужна обоим, то ей никогда не вредят. Поэтому-то рупа и существует».