Тема: ш. 85, 86. Цель сутр о сознании-творце
Затем, после такого объяснения идеи сутры, автор, чтобы подтвердить истинность этой идеи благодаря другой сутре, говорит:
Поэтому для того чтобы развить ум разумного,
Всеведущий в той «Ланкаватара-сутре»
Произнёс для раскрытия мысли это обладающее природой алмаза
Слово, разрушающее высокую гору идей небуддистов — тиртиков.
Вот стихи, указываемые этим словом «это»:
Индивид, поток бытия, скандхи и, соответственно, условия такие, как атомы
И Владыка Ишвара — творец, названы мною именно сознанием.
Эти стихи взяты из святой сутры «Приход на Ланку».
Чтобы объяснить смысл этого, говорится:
Не рассматривая того индивида и т. д. в качестве деятеля (творца),
Как то делают в своих
Работах тиртики,
Победитель назвал деятелем (творцом) мира именно виджняну.
«Тиртики» — учащие общепринятому. Последователи этого учения тоже признают индивида и т. д. Если сделать вывод, то эти виджнянавадины не являются последователями этого Учения Будды, поскольку, подобно тиртикам, не понимают неложно указанную идею. Поэтому это истинное объяснение как раз и распространяется на всех. Как сказано в «Драгоценных чётках»:
Если некто излагает ушедшее от бытия и небытия Учение, подобно детёнышам совы, мирским учёным вместе с неимеющими одежды порвавшими с миром, признающими индивида и скандхи, то спрашивают, не понимая его сути. Поэтому Будды назвали бессмертное, ушедшее от бытия и небытия Учение глубоким. Говорят, что оно является даром Учения.
Под теми приверженцами скандх, и т. д. следует понимать тиртиков. «Как то делают в своих работах тиртики» — означает: «каждый в своей философской системе». Поэтому всё это означает, что тиртики признают также скандхи и т. д. деятелем. Поскольку эта сансара не имеет начала, то какие идеи не возникали здесь и какие не будут возникать? Так и сейчас видим, что «белые отвергающие» указывают скандхи.
Бхагаван, не рассматривая этого индивида в качестве деятеля, именно сознание признаёт деятелем и творцом мира. Такова идея сутры. Если так, то указав словом «именно» («только») на невозможность отрицания познаваемого объекта, раз идея исчерпывается отрицанием других деятелей...