Тема: ш. 84. Идея сутр о сознании-творце
Здесь говорят. Если вы, опасаясь опровержения со стороны мира, приняли, хотя это и неприемлемо, относительное, то, опасаясь расхождения с Писанием, обязательно должны принять и идею сущего как сознания и думать так, как сказано: «Итак, эти Три Мира — только сознание».
Следует сказать. При изучении земли — раздела сутры, состоящей из драгоценных сапфиров — Слов Сугаты, вы, не поняв особенностей её природы, ошибаетесь, превращая в некий вид воды — признания реальности виджняны. Желая набрать сколько-то воды — признания реальности виджняны, вы, омыв и погрузив в воду необожженный кувшин из земли — своего ума, размягчив, разрушаете его на сто видов, кусочков. И мы, знающие природу того, смеёмся. Эта мысль сутры не такая, какая существует в вашем уме. А также, какова же здесь идея сутры? Далее говорится:
Теперь обращённый бодхисаттва,
Который понимает Три Мира только как виждняну,
Поскольку признаёт отрицание Я, постоянного, деятеля,
Он признаёт, что творец — деятель — является только сознанием.
Поскольку в той же самой сутре зависимое возникновение рассматривается в виде определённой системы. Если так, то, думаю, будет признано именно это несуществование деятеля и ощущающего — творца массы страдания, дерева, являющего плод — страдание. В этой сутре говорится: «Он думает вот что: «Из-за признания деятеля существует деяние. Где нет деятеля, там абсолютно невообразимо и деяние». Он думает вот что: «Итак, эти Три Мира — лишь сознание. Все те двенадцать членов существования, которые полностью раскрыл и проповедал Татхагата, тоже опираются на одно сознание».
Поэтому, таким образом, отвергнув Я, постоянного, деятеля, в относительном плане видит творца — деятеля именно в сознании и постигает Три Мира только как виджняну.
Бодхи — мудрость всеведения. Поскольку думает о ней, пребывает в том думании и размышлении, то называется бодхисаттвой. Или же поскольку пребывает в том получении того истинного пребывания в бодхи, то называется бодхисаттвой. Или же индивид, обладающий истинной мыслью о бодхи, называется бодхисаттвой. «Понимает» — значит, «постигает». «Обращённый» — «обращенный к дхармовому пространству». «Теперь» — значит, «на шестой ступени». Таков смысл отдельных частей.