Тема: ш. 79, 80. Без 2 истин не достичь нирваны
Поэтому Учитель Нагарджуна сошёл с ложного пути и ступил на путь системы, созданной собственной мыслью.
У идущих не по пути Учителя Нагарджуны
Нет метода достижения успокоения (нирваны).
Почему же? Вот почему:
Они отошли от истины относительной и абсолютной.
Из-за отхода от них нет реализации освобождения.
А также, почему из-за полного отхода от двух истин не реализуется освобождение? Сказано:
Истина наименований, являющаяся методом, и
Истина абсолютная, возникающая благодаря методу.
Кто не знает подразделения двух этих,
Тот из-за ложных идей ступает на плохой путь.
Как сказано в священном тексте: «Самадхи — действительно являющее истинную сущность» («Таттва-нирдеша-самадхи»):
Знаток Мира объяснял Учение тем, кто не слушает других, посредством двух этих истин, каковы истина относительная и, соответственно, абсолютная. Никакой же третьей истины нет.
Победитель ради блага существ, для пользы мира учил тому относительному, благодаря которому у приходящих к Сугате родится вера в возможность достижения блаженной цели.
Шесть родов существ из совокупности живых существ, которые указываются, — обитатели ада, животные и преты, род асуров, людей и богов — лев среди людей называл относительным. Низкого рода и, соответственно, высокого рода, богатой семьи и бедной семьи, совокупность рабов и, соответственно, совокупность слуг, совокупность женщин, мужчин и гермафродитов, — сколько есть существ каких бы то ни было Особенностей — Вы, Несравненный, назвали миром. Мастерски постигнув истину относительную, Знаток Мира объяснил её людям.
Существо, которому нравится здесь, будет входить в восемь особенностей существования в сансаре: достижение и недостижение, славу и позор, восхваление и порицание, блаженство и страдание. Если обретают достижение, то порождают привязанность к нему. Если не обрели, то тоже будут беспокоиться из-за этого. Следует знать эту характеристику, которую не указывают другие. Восемь болезней будут препятствовать потоку его бытия.
Следует знать, что те, которые называют то относительное абсолютным, обладают ошибающимся умом. Некрасивое называют красивым, страдание — блаженством, существующее без сущности — без Я — называют имеющим сущность — Я, непостоянные дхармы — постоянными.
Если бы те, которые пребывают, таким образом, в радовании сансарному и мыслят в признаках, услышали Речь Сугаты, то испугались бы, не поняли и отвергли. Если бы они отвергли Речь Сугаты, то испытали бы нестерпимое страдание в качестве обитателей ада. Хотя бы они, безнравственные, и искали блаженство, но из-за неразвитости испытали бы сотни мук. Если бы кто-нибудь понял неошибающимся умом Учение, полезное миру, то, полностью отбросив, как старую змеиную кожу, и уйдя от всякой жажды бытия, успокоился бы в нирване.
Все эти дхармы лишены собственного бытия, пусты, не имеют признаков в абсолютном, высшем, смысле. Кто, услышав это, возрадуется, те обретут наивысшее Просветление. Победитель, Вы видите отсутствие, скандх, дхату и аятан — аналогично. Муни, Вы видите всё, как лишённый признаков город индрий.
Поэтому, таким образом, какое может быть освобождение у лишённых истины относительной и абсолютной? Следовательно, те виджнянавадины из-за ложных идей как раз и ступили на ошибочный путь. При этом указанная истина наименований является методом. Как сказано в «Сутре махаяны»:
Кто слушает и кто объясняет неописуемую Дхарму,
Приписывает неизменному природу другого. Тем не менее слушают и объясняют.
Абсолютное объясняют, пребывая как раз в истине наименований. Благодаря же пониманию объяснения абсолютного обретают абсолютное. Как сказано в шастре (XXIV. 10):
Не опираясь на наименования, не объяснишь абсолютное.
Не опираясь на абсолютное, не обретёшь нирваны.
Указанное здесь абсолютное возникает благодаря методу и является плодом. Это означает, что оно возникает благодаря методу, является плодом, достигаемым, постигаемым.