Тема: ш. 64, 65. Отсутствие глаз не причина видимостей
По аналогии эти рассуждения следует отнести к виджняне. Если так, то кроме виджняны нет никакой внешней данности. Если представить это в одном виде, то получаем:
Если говорят так: «Подобно тому, как в сновидении при отсутствии других предметов — рупы
Благодаря наличию своей зрелой способности возникает сознание,
Имеющее вид той рупы, так и при бодрствовании тоже:
Здесь при отсутствии внешнего имеется только ум», то...
Это не так. Почему же?
Почему же подобно тому, как при отсутствии действия глаз во сне
Возникает сознание мыслимого умом в виде синего и других явлений,
Так и при отсутствии функционирования органа чувств — глаза у слепого
Сознание не рождается в качестве этого благодаря наличию своей зрелой способности?
Если здесь подобно тому, как вследствие того, что находящийся в состоянии бодрствования рассматривает глазами предметы, возникает очень ясная виджняна глаз, так и во сне тоже при отсутствии действия глаз благодаря наличию своей зрелой наклонности рождается виджняна мыслимого умом, соответствуя виду виджняны видимого глазом, то почему же и у слепого в состоянии бодрствования тоже не будет возникать благодаря наличию своей полностью зрелой наклонности такой вид сознания, благодаря которому он будет видеть как зрячий, поскольку оба сходны в отсутствии действия глаз?