Тема: ш. 58. Нет потенциала будущего сознания
Если думают так: «Мы говорим: «Это является способностью этой виджняны, а из этого будет возникать это», имея в виду именно ту будущую виджняну, которая будет рождаться из способности. Итак, наличие отличительной особенности и отличаемой «основы» будет иметь место. Как говорят в мире: «Свари рис! Сотки из этих ниток кусок хлопчатобумажной ткани»!
В шастре «Абхидхармакоша» тоже говорится:
Три входящих в матку: чакравартин и два самовозникающих (Будда и пратъекабудда).
То это тоже не имеет смысла. Чтобы указать это, говорится:
Если указанную способность признают на основании будущего, то
При отсутствии способности нет и будущности этой виджняны.
Если нечто будет иметь место когда-либо, то оно считается будущим, но сын бесплодной женщины и другое несуществующее, определяемое как не возникающее, или пространство и другое, определяемое как постоянное, не будут будущим. Поэтому и здесь, если способность будет существовать, то виджняна будет будущим. Но когда, раз виджняна не пришла и не существует, способность отсутствует, тогда, при отсутствии способности, нет и будущности той виджняны, как и у сына бесплодной женщины. Это также объясняет пример с варёным рисом.
А также, хотя бы и опирались на то, что виджняна и способность будут взаимозависимы, однако предмет (основа) паратантры не существует. Итак,
Высшие (святые) говорят: «Существование, опирающееся
На идею взаимности, не имеет места».
На идею взаимности будут опираться так: «Если существует виджняна, то есть и её способность. Виджняна возникает благодаря той способности». Если говорят: «так и есть», то верным будет и это: «виджняна в действительности не существует». Так, например, если имеется длинное, то будет и короткое; если имеется короткое, то будет и длинное; если имеется та сторона, то будет и эта сторона; если имеется эта сторона, то будет и та. Хотя они и будут существовать условно, но действительного бытия у них нет. Если так, то это будет соответствовать нашим словам. Как сказано в «Четырёхсотенной»:
Без плода не существует причинность причины.
Поэтому придём к тому, что все плоды будут как причины.
В шастре (X. 10) тоже говорится:
Если в зависимости от той вещи, которая имеет место зависимо,
Имеет место и то, от чего она зависит, то что имеет место в зависимости от чего?
Смысл этого таков: если в зависимости от той вещи — виджняны и т. д., которая имеет место в зависимости от иного — способности, имеет место и та вещь, которая является иным — способностью, так как она сама имеет место благодаря виджняне, то теперь следует сказать, какая именно из этих двух вещей, которые должны иметь место, будет иметь место в зависимости от какой. А также в «Мадхъямака-шастре» говорится (X. 11):
Если та вещь, которая имеет место зависимо, не имеет места, то как зависит?
Если говорят: «Зависит имеющее место», то оно не признаётся зависимым.
Смысл этого таков: если виджняна имеет место в зависимости от способности, то, считаем, от способности зависит та виджняна, имеющая место или не имеющая. Если она не имеет места, то, раз не имеет места, не зависит от способности точно так же, как и заячьи рога. Теперь, если зависит как имеющая место, то, раз имеет место, она невозможна как зависимая. В соответствии с этим мудрецы и говорят: «Существование, опирающееся на идею взаимности, не имеет места». Следовательно, если так, способность не существует и в отношении виджняны будущего.