Тема: ш. 48. Если нет внешнего, нет и сознания
Тот предмет — основа паратантры также обладает бытиём, не являющимся объектом всех проявлений деятельности вербально-концептуального ума, поскольку именование относится к существующему условно. Предмет основа паратантры не именуется всё время, пока существует именование. Следовательно, если вкратце, то в отношении предмета основы паратантры будут установленными три момента: 1) возникает при отсутствии познаваемого объекта исключительно благодаря собственному семени — васане, 2) существует и 3) не является объектом всех проявлений деятельности вербально-концептуального ума. Поскольку условно существующая вещь имеет место благодаря реальному существованию её причины, то этот предмет — основа паратантры неотделим от этой троицы.
Так говорят виджянавадины. На это следует сказать:
Где, например, существует сознание при отсутствии внешнего?
Это действительно надо исследовать. Говорят:
Если говорят так: «Как в сновидении»...
Когда улегшемуся и уснувшему в очень маленькой комнате снится стадо возбуждённых слонов внутри дома, то ничего подобного в действительности нет. Поэтому обязательно следует принять существование этой виджняны при отсутствии внешних объектов. Чтобы указать, что это тоже ложно, говорится:
...то нужно рассмотреть это.
А также что же это? Говорится:
Когда для меня в сновидении сознание
Не существует, тогда нет и вашего примера.
То сознание, которое имеет вид стада возбужденных слонов, для нас так же не существует, как и объект, поскольку не родилось. Если же нет сознания, то нет и примера, приведённого для обоих сознания и объекта. Поэтому при отсутствии внешнего нет и сознания.