Тема: ш. 39. Объяснение связи деяния и плода
Далее. Поскольку собственного бытия нет с точки зрения обеих истин, то не только отвергается совершенно взгляд, признающий постоянство и прерывность, но и становится приемлемым отсутствие такого звена, связывающего деяния и плоды деяний, хотя бы после прекращения деяний и проходило много времени, каковым признают поток алая-виджняны, дхарму непропадания впустую, обретение и т. д. Каким же образом?
Поскольку это деяние в действительности не прекращается,
Постольку, хотя бы и не было алаи, этот плод возможен.
Поэтому следует признать, что плод действительно возникает даже
Через длительное время после прекращения деяния, в некой иной жизни.
Как же? Деяние ведь прекратилось. Так, в ответ на вопрос: «Каким же образом из того уже прекратившегося деяния будет возникать плод?», в качестве промежуточного звена указывают алая-виджняну, или «непропадание впустую» — другой элемент, подобный долговому письменному документу с печатью, или обретение, или поток сознания, в котором отпечатались следы деяний. Как деяние не рождается благодаря собственной сущности реально, так и его прекращение тоже не существует реально. Поскольку же возникновение плода из неуничтожившегося не является чем-то невозможным, то, раз деяние не уничтожается реально, целиком и полностью будет приемлемой и связь плода с деянием.
Как говорится в «Мадхъямака-шастре» (XVII. 21):
Поскольку деяние не имеет рождения, постольку, соответственно, не имеет бытия.
Поскольку оно не родилось, постольку не станет прекращённым.