Тема: ш. 30. Неавторитетность мирян
Если говорят так: «Разве бытиё подобного не является невидимым? Поэтому как они видят?», то в ответ на это говорят: «Хотя это и верно, однако видят, не видя». Как разъясняется в святой сутре «Введение в две истины» — в «Сатъядвая-аваране»:
«Сын бога, если в высшем смысле — абсолютно, то будет ли абсолютной истиной бытиё объекта тела, речи и ума? Это не входит в число того, что называется абсолютной истиной, и будет истиной относительной. Однако, сын бога, если в высшем смысле — абсолютно, то абсолютная истина ушла от всех наименований, не имеет отличий, не рождается, не прекращается, отделена от того, о чём говорится, и говорения, от того, что познаётся, и познания.
Сын бога, абсолютная истина обладает высшим из всех видов истин, ушла от всего вплоть до объекта мудрости всеведения, и не является чем-то, что называется абсолютной истиной. Все дхармы имеют свойства лжецов и обманщиков.
Сын бога, абсолютную истину объяснить невозможно. Почему же? Кто объясняет, что объясняют, кому объясняют — все эти дхармы в высшем смысле абсолютно нерождены. Невозможно описать совершенно нерождённые дхармы посредством совершенно нерождённых дхарм».
Поэтому у истинной сущности нет соответствующих ей особенностей: реальное и нереальное, собственное бытиё и бытиё другого инобытиё, истинное и неистинное, постоянство и прерывность, постоянное и непостоянное, блаженство и сострадание, чистое и нечистое, Я и отсутствие Я, пустое и непустое, признак и основа признака, единство и инаковость, рождение и прекращение, и т. д. не присущи ей, так как её собственная сущность невоспринимаема. Поэтому, если так, то в понимании истинной сущности авторитетами являются только святые, а несвятые — нет. Если же признающий указанное опровержение со стороны мира принимает мирское видение за авторитетное в деле исследования истинной сущности, то такое бывает, и
Если мир является авторитетным, то —
Раз мир видит истинную суть —
Какая нужда в другом — святом? Что сделаешь посредством пути святого?
Дурак же не годится в авторитеты.
Поскольку мир принимается за авторитет и именно он видит истинную сущность, то следует принять, что он избавлен от неведения. Но почему же дурак не годится в авторитеты? Мы видим, что тот, у кого имеется незнание в отношении чего-то, не является в том авторитетом, как, например, в деле оценивания и обработки драгоценных камней незнающие и неумеющие того. Поскольку истинная сущность устанавливается только глазами, то приложение усилий для реализации нравственности, слушания, обдумывания, созерцания ради постижения пути святого будет бесполезным. Но это не так.