Тема: ш. 180. Классификация шунъят
Объяснив развернуто шестнадцать
Шунъят, сократил и
Снова говорил о четырёх. Они
Принимаются и как махаяна.
Так, в «Юме» — в сутре «Праджняпарамита стотысячная» сказано:
«Субхути, а также, махаяна бодхисаттвы такова, а именно: 1) шунъята внутреннего, 2) шунъята внешнего, 3) шунъята внешнего и внутреннего, 4) шунъята шунъяты, 5) шунъята великого, 6) шунъята абсолютного, 7) шунъята соединившегося, 8) шунъята несоединившегося, 9) шунъята ушедшего от крайностей, 10) шунъята не имеющего начала и конца, 11) шунъята неотброшенного, 12) шунъята бытия, 13) шунъята всех дхарм, 14) шунъята собственного признака, 15) шунъята невоспринимаемого и 16) шунъята сущности отсутствия вещи».
После перечисления шестнадцати шунъят перечисляются четыре шунъяты: «Субхути, а также, 1) вещественное пусто как вещественное, 2) невещественное пусто как невещественное, собственное бытиё пусто как собственное бытиё, 4) другая вещь (инобытиё) пуста как другая вещь». Эти шунъяты называются «махаяной».
Шунъята или не являющееся шунъятой тоже нисколько не существует. Благодаря шунъятам подобного вида в соответствии со способностями обращённых существ сокрушают веру в реальность таких существующих относительно вещей, как рупа и т. д.
Как сказано в «Мадхъямака-шастре» (XIII. 7; XXII. 11):
Если хоть в какой-то мере существует непустое, то в какой-то мере будет существовать и пустое. Если непустое ни в малейшей степени не существует, то как же будет существовать пустое?
Не следует говорить ни «пустое», ни «непустое». Не следует говорить «два» и «не являющееся двумя». Так можно говорить только в условном смысле.