Тема: ш. 163 в. Номинальное не опора тождества
Это Я не существует как тождественное или инаковое по отношению к скандхам. Как сказано (XVIII. 3):
Если скандхи являются Я, то оно будет обладать рождением и уничтожением. Если оно иное по отношению к скандхам, то не будет иметь признаков скандх.
И, соответственно, говорится: «Дерево не является огнём» и т. д. Почему же эти идеи непрочности и т. д. невозможны в отношении Я? Говорят: «Потому что оно не существует как вещь». Если Я имеет некое бытиё вещи, то в отношении него будут иметься идеи непрочности и т. д. Но Я не имеет никакого бытия в качестве вещи, поскольку оно совершенно не существует. Как сказано в сутре:
Спасителем Мира указаны четыре неистощимые дхармы: дхармы обладателя разума т. е. Я, пространства, бодхичитты и, соответственно, Будды. Если они существуют субстанционально, то, считаем, они полностью истощатся. Не существуют субстанционально — они неистощимы. Поэтому они называются неистощимыми.
Если мы исследуем кого-нибудь семью видами, то обнаружим его невозможность в качестве постоянного и непостоянного. Не видя его несуществования и признав в силу неведения его существующим, считающие из-за «взгляда на совокупность разрушимого»: «Это — Я», будут скитаться в сансаре.