Тема: ш. 150. Несамосущий опирающийся — зависимый
Поскольку при проведении такого исследования устанавливаем невозможность существования индивида в качестве вещи,
Постольку опора восприятия я не является вещью,
Не является иным по отношению скандхам, не является самими скандхами,
Не является опорой скандх. Она не обладает ими.
При добросовестном изучении устанавливаем, что объект восприятия я невозможен как существующее в качестве вещи, невозможен и как отличное от скандх, не имеет в качестве своего бытия скандхи и не является опорой скандх. А также, поскольку у него имеется опора — скандхи, то называется опирающимся на скандхи. И чтобы сделать ясными обе стороны — опору и опирающееся, опираемся на оба слова. Я не может обладать скандхами. Поэтому можно признать Я умозрительным, или невоспринимаемым, и не следует принимать Я в указанных видах. Об этом и говорится здесь:
Оно будет иметь место в зависимости от скандх, опираясь на них.
Хотя именно это положение: «Это возникает в зависимости от того» и принимается, чтобы не разрушить установления относительной истины, но вещь не рождается беспричинно. Когда действительно опираемся на идею признавания в связи и по отношению, то, отвергнув виды идей, содержащие указанные ошибки, следует: для того чтобы сохранялась истина мирских наименований, принять именно это: «Я признаётся в зависимости от скандх по отношению к ним», так как видим употребление термина «Я» по отношению к скандхам.