Тема: ш. 146. Ложная теория неописуемого эго
Теперь, чтобы опровергнуть идею субстанционального существования индивида, признаваемую школой самматия, говорится:
Некоторые признают субстанциональное существование индивида,
Неописуемого в категориях тождества, инаковости, постоянства, непостоянства и т. д.
Признают его объектом постижения шести виджнян.
Признают его и опорой восприятия я.
Здесь, поскольку никто не воспринимает его помимо скандх, то индивид не будет по отношению к скандхам иным. Не будет он также иметь в качестве своего бытия скандхи, так как придём к тому, что он будет обладать рождением и уничтожением. Поэтому, если так, он неописуем как тождественное или инаковое в отношении скандх. Он неописуем не только в терминах тождественности и инаковости, но и в терминах постоянства и непостоянства. Он является также объектом познания шести виджнян. Этот индивид признаётся также существующим субстанционально, так как его называют деятелем и вкушающим, и так как он имеет связь с перерождениями в сансаре и уходом в нирвану, связанностью и освобождением. Он считается также объектом восприятия я. Утверждающий это неправ. Об этом и говорится здесь...