Тема: ш. 138, 139. Составляющие просто называют эгом
Поскольку Муни (Будда) упоминал это Я в связи
С шестью дхату, именуемыми землёй, водой, огнём,
Воздухом, сознанием — виджняной, пространством, и в связи с
Шестью опорами — соприкосновением глаз и т. д.,
И говорил о нём, взяв сознание — читту и психические элементы,
Постольку это Я не является тождественным с ними,
Не является их совокупностью.
Поэтому ум, воспринимающий Я, не имеет отношения к ним.
В сутре сказано: «Великий царь, этот дух, индивид — шесть дхату, шесть аятан соприкосновения, восемнадцать близко идущих ума». Здесь шесть дхату: земля, вода, огонь, воздух, сознание — виджняна и пространство. В связи с ними употребляется наименование «Я». Шесть опор — соприкосновение глаз и т. д.: от аятаны соприкосновения с собранным глазом до аятаны соприкосновения с собранным умом. В связи с ними употребляется наименование «Я». Восемнадцать близкоидущих ума: шесть близкоидущих блаженного ума, воспринимающего цветоформу, звук, запах, вкус, осязаемое и дхарму; аналогично, близко идущие неблаженного ума и, соответственно, близкоидущие нейтрального. В связи с ними и взяв сознание — читту и психические элементы, употребляется наименование «Я».
Поскольку сказано: «Я называют в связи с теми дхату» и т. д., постольку это означает: «Оно не является тождественным с ними, не является неинаковым». Не признается оно и их совокупностью. Поскольку те упомянутые дхармы невозможны в качестве Я, постольку в отношении тех дхарм невозможен ум, воспринимающий я. Когда, согласно этому, скандхи не являются объектом восприятия я, а отдельно от скандх Я тоже нет, тогда не существует объект восприятия я. Поэтому йог после установления невоспринимаемости Я признаёт и «Моё» не имеющим смысла. Отвергнув соединившееся — санскриту, он уйдёт в нирвану без получаемого (скандх). Поэтому это исследование весьма превосходно. Если рассматривать согласно тому, чьим тезисом является утверждение: «Объектом восприятия я являются скандхи и сознание», то получается, что до тех пор, пока имеются скандхи, будет и восприятия я, так как существует вещь — «основа» восприятия я.