Тема: ш. 132. Будда не учил, что скандхи это эго
Если думают так: «Для нас, признающих авторитет Писания, ничего не стоит авторитет рассуждающего философа-диалектика». Писание же указывает именно на скандхи как Я. Так, говорится: «Монахи, те шраманы или брахманы, которые воистину наблюдают, думая: «Я», в действительности наблюдают именно эти пять получаемых скандх. Так следует считать и здесь», то
Поскольку Наставник Будда сказал: «Скандхи — Я»,
Постольку признают скандхи за Я.
Но это — отрицание Я иного по отношению к скандхам,
Так как другая сутра говорит, что рупа не является Я.
Эта сутра, из-за которой верят: «Скандхи — Я», как раз и не толкует скандхи как Я. Что же тогда? Мысль Бхагавана такова: «Никакое Я, отличное, отдельное от скандх, не существует». И она излагается для того, чтобы опровергнуть работы тиртиков в связи с относительной истиной и чтобы разъяснить ложность относительной истины. А также, почему же верна эта мысль: «Эта сутра отрицает Я иное по отношению к скандхам»? Потому что в других сутрах отрицается, что рупа и т. д. являются Я. Каким же образом?