Тема: ш. 124. Эго не видно отдельно от тела и ума
Следовательно, нет Я, отличного от скандх,
Поэтому не существует Я, отличное, отдельное от скандх,
так как без них Я не воспринимается. Если бы оно существовало отдельно от скандх, тогда воспринималось бы существующим особо. Но такого нет. Поэтому нет Я, отдельного, отличного от скандх.
Потому что без скандх восприятие не имеет места.
Как сказано (XXVII. 8):
Я как иное по отношению к получаемому (скандхам) не является приемлемым. Если иное, то может иметься его восприятие и без скандх. Но так оно не воспринимается.
И, соответственно:
Если Я иное по отношению к скандхам, то не будет иметь признаков скандх.
Отдельное от скандх Я не является существующим не только с точки зрения абсолютной истины, но и
Мир тоже не признаёт его опорой возникновения ума, воспринимающего Я,
Поскольку и не знающие того имеют взгляд, признающий Я. Те, которые не воспринимают то Я в подобном виде, вследствие специфической приверженности тоже будут иметь взгляд, признающий Я: «Я и Моё». Поэтому это Я не признаётся отдельно от скандх опорой восприятия я.
Если думают так: «У тех, которые теперь не знают того Я, наделённого особенностями вечности, нерождённости и т. д., из-за выработанной ранее привычки (васана) тоже будет иметься воспринимающий я взгляд, имеющий его своим объектом», то этого тоже нет. Взгляд, признающий такое Я, имеется только у некоторых вследствие привычки, выработанной при изучении их шастр. У тех же, у кого нет выработанной ранее привычки, тоже видим здесь наличие восприятия я.