Тема: ш. 121 д. Ложная теория творящей природы
Какие же здесь творения являются творцами, а какие не являются ими, о чём говорится в утверждении: «Пракрити является деятелем — творцом, и некоторые из творений — викрита тоже являются деятелями — творцами»? Нужно немного сказать об этом, чтобы объяснить особенности. Итак, раджас, тамас и саттва — три качества (гуны). При этом раджас обладает подвижной и проникающей сущностью. Тамас обладает тяжёлой и покрывающей сущностью. Саттва обладает лёгкой и совершенно ясной сущностью. Именно их аналогами являются блаженство, страдание, невежество. Ситуация их равновесия — основная, поскольку в ней качества являются главными и совершенно успокоенными. Ситуация их неизменности, несотворяемости — пракрити.
Из пракрити — «великий». «Великий» — синоним разума. Из «великого» — гордость. Она бывает трёх видов: викритная, саттвическая и тамасическая. Из викритной гордости — пять тех: цветоформа, звук, запах, вкус и осязаемое. Из них — махабхути, называющиеся землей, водой, огнём, воздухом и пространством. Из саттвической гордости — пять индрий — органов действий: орган речи, руки, ноги, анальное отверстие и половые органы; и пять индрий ума — органов чувств: глаза, уши, нос, язык и кожа; и тот ум, обладающий сущностью обоих, — всего одиннадцать. Тамасическая гордость вызывает функционирование двух других видов гордости. При этом великий, гордость и пять тех являются созидающим и созидаемым, а десять индрий, ум и махабхути — только созидаемым. Пракрити является только несозидаемым.
Такова система санкхъи. Так последователи санкхъи принимают Я. Соответственно, системы тиртиков будут отличаться «в отношении некоторых его особенностей».