Тема: ш. 113. Известность — опора относительного
Эти кувшины и т. д. не существуют в абсолютном плане
И существуют в качестве полностью признаваемых миром.
Но фактически
Точно такими же будут и все вещи.
Поэтому не придём к сходству с сыном бесплодной женщины.
Если думают: «Земля, вода, огонь, воздух и цветоформа, запах, вкус, осязаемое и другие опоры признавания существуют», то следует признать: «Именуемое кувшином наделено причиной». Если же согласно вам, то все без исключения дхармы являются только условными, и нет никакой субстанции — опоры признавания. При этом неопровержим вывод о сходстве «с сыном бесплодной женщины», то это неверно, поскольку невозможно доказать существование субстанции — основы признавания».
Как сказано Аръядэвой:
Как без рупы и т. д. никак не существует кувшин,
Так и без воздуха и т. д. не существует и рупа,
И, соответственно:
Земля, вода, огонь и воздух: каждое из них не существует как отдельный предмет. При отсутствии трёх любых нет одного отдельного. При отсутствии же одного нет трёх. Если без трёх нет одного отдельного и без, одного тоже нет трёх, то каждое в отдельности не существует. И как тогда будет рождаться их соединение!
Не признают, что от постоянного рождается непостоянное. Точно так же не следует признавать, что от существующего субстанционально рождается несуществующее субстанционально.
Как сказано (XVII. 31):
Как будет непостоянной вещь, возникшая из постоянной?
Никогда не видим несоответствия признаков причины и плода.
Далее. Так, например, опираясь на совокупность существующего условно — лицо и т. д., видим в зеркале условное в виде отражения; опираясь на существующее условно — столбы и т. д., видим условное в виде дома; и, соответственно, видим условное в виде леса, имеющее своей опорой дерево. И подобно тому, как в сновидении видим, что из семени, имеющего своей характеристикой нерождённость, рождается росток, тоже имеющий своей характеристикой нерождённость, так и условное — все существующие условно вещи тоже признаём имеющими своей опорой существующие условно вещи. Как сказано и процитировано нами ранее:
Подобно тому, как Наставник Будда сотворил
и т. д. до:
Подобны городу гандхарвов и похожи на мираж, сновидение.
Поэтому эта идея не признаётся.