Тема: ш. 91, 92. Если есть форма, есть и сознание
Поэтому, в соответствии со сказанным,
Для придерживающегося мирской истины
Существует пятёрица, известная в мире как скандхи.
Для йога пять этих не будут возникать,
Когда он желает явить мудрость познания истинной сути.
Поскольку так, постольку,
Если рупа не существует, то не принимается и существование сознаний.
Если же сознание существует, то не принимается несуществование рупы.
Когда в силу не приемлемости признают, что рупа не существует, тогда, поскольку наличие обоих лишено приемлемости, обязательно следует также признать и то, что не существует сознание. А также, когда признают существование сознания, тогда обязательно следует признать и рупу, поскольку оба признаются в мире. Это же следует признать и на основании Писания. Итак,
В сутрах типа «Праджняпарамиты» они одинаково
Отвергаются Буддой, а в Абхидхарме — описываются.
Та рупа и другие скандхи в Абхидхарме описываются с точки зрения анализа собственных и общих признаков — в равной степени все пять, а в сутрах «Праджняпарамиты» отрицаются — в равной степени все пять, поскольку там говорится:
«Субхути, рупа пуста — лишена собственного бытия» и т. д. до: «виджняна пуста».