amarakaruna пишет:Дело не в продолжительности, а во времени смены лунных дней. Если новолуние, скажем, сегодня в 15:00, а восход луны в 18:00; то, согласно классической астрологии как я понимаю, до 15:00 будет 30-й лунный день, а с 15:00 до 18:00 будет 1-й лунный день нового цикла (т.е. всего 3 часа); тогда в 18:00 начнётся 2-й лунный день, а завтрашним вечером (после примерно 18 ч) будет уже 3-й лунный день. Тибетцы же, увидев, что на сегодняшнюю ночь приходится новолуние, завтрашний день будут считать 1-м лунным днём. Таким образом, если завтра вечером у классических астрологов будет идти 3-й лунный день, то у тибетцев будет идти 1-й . Кто же прав, я так и не понял...
До 15:00 в описываемом случае будет на 30-й, а 29-й лунный день. А 30-го вообще не будет. День новолуния тибетцы обычно обозначают как 30-й лунный день месяца. Первый лунный день месяца начинается с началом нового солнечного дня, который начинается в 5 часов утра по поясному времени. Тибетцам нет нужды, как в классической астрологии, считать начало лунных дней по моментам восхода Луны. У них есть альтернативный расчёт, с точки зрения сферической астрономии не такой наглядный, но тоже имеющий право на существование. Насколько я понимаю, берутся две точки новолуния в соседних знаках Зодиака (в тибетском Зодиаке 27 созвездий - лунных стоянок, каждый знак может делиться ещё на два для ряда вычислений - число зодиакальных знаков (27) в целом равно количеству дней в лунном сидерическом месяце), расстояние между ними, которое проходит Луна по большей полудуге, т.е. что в неё входили 26 зодиакальных созвездий делится на 30 равных отрезков (что почти соответствует количеству дней в лунном синодическом месяце), и время, за которое Луна проходит одну тридцатую часть расстояния между положениями новой луны в соседних знаках Зодиака составляет один лунный день НЕДЕЛИ. Уменьшение пути Луны по зодиакальному кругу на 1 знак зодиака (напомню, их 27) обусловлено, по-видимому, многолетними наблюдениями за лунными циклами - Луна возвращается в те же звёзды (для наблюдатель с Земли) через 27 с небольшим суток (сидерический месяц), это происходит из-за движения Земли. "Дни лунной даты" сопоставляют с фазами луны. Количество "дней лунной даты" в солнечных сутках, естественно, варьирует. Луне необходимо разное время для прохождения каждого из этих небольших тридцати расстояний, так как её скорость меняется в зависимости от её положения и положения Солнца в Зодиаке. Поэтому число лунных дней недели, прошедших между началами двух последовательных солнечных дней, непостоянно, так как длительность лунного дня недели также изменяется.
В общем, "дни лунной даты", сопоставленные с фазами Луны, определяют "первую" календарную характеристику. "Второая" характеристика - "лунные дни месяца" - их 30, длятся от рассвета до рассвета, они условны. День недели определяется по лунному дню недели, который попадает на начало лунного дня. Естественно, астрологических расчётах ОНИ НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ. Они придуманы для удобство (которое сомнительно), чтобы согласовать лунный календарь с солнечным. Это чревато исключением и удвоением некоторых дней, а также периодическим введением 13-го месяца. Есть и "третья" лунная характеристика - "лунные созвездия" - они вообще не имеют отношения в реальному положению Луны на момент начала "лунной даты". Четвертая и пятая характеристики – это периоды сочетаний и действий. Есть двадцать семь периодов сочетаний. Каждый из них – это период, на протяжении которого общее перемещение Солнца и Луны равно одной двадцать седьмой части Зодиака. Я писал об этом выше.
Собственно, вся система ухищрений с разными типами лунных дней была придумана для того, чтобы увязать лунный календарь с солнечным.
Для астрологических расчётов, всё же, считаю предпочтительней, классическую систему, основанную на моментах восходов Луны, где первый день в любом случае, начинается в момента новолуние, первый день короткий, если восход сразу после новолуния, длинный, если восход Луны - до новолуния, и в этом случае появляется ещё и 30-й лунный день.
А тибетская лунная астрология основана, в первую очередь, на математических расчётах движения Луну по 27-ричному Зодиаку.
amarakaruna пишет:Т.е. тибетцы всё же считают смену лунных дней не в полночь и не с восходом солнца, а по положению луны? Но не по восходу луны, а по прохождению 1/30 части определённого маршрута луны по созвездиям? Я правильно понял? Значит ли это, что классическая астрология ближе всего тибетской системе отсчёта?
Да, совершенно правильно понял. Но это не означает, что классическая астрология ближе всего тибетской системе. Почему - написал выше. Современная лунная астрология, впрочем, использует и тибетский зодиак. Но по классике Луна рассматривается в домах и знаках солнечного Зодиака.
amarakaruna пишет:Так, тибетский лунный день начинается с восходом луны или солнца?? А то я запутался совсем...
Как я написал выше, тибетский "лунный день месяца" начинается с восходом Солнца, в 5 часов утра, а "день лунной даты" (1/30 траектории эклиптики луны между точками новолуния в соседних знаках 27-ричного зодиака) может начинаться в любое время дня, кроме того, таких дней будет несколько, но и они будут, естественно, не совпадать моментами своего начала с моментами восхода Луны в конкретный солнечный день. Кстати, солнечный день Тибетцы рассчитывают как время прохождения Солнца через 1/360-ю часть зодиака, т.е. через 1 его градус.
amarakaruna пишет:С тибетцев станется . Думаю, тибетская астрология была заимствована из Индии, как и многие культурные традиции и, собственно, буддизм (вообще, письменность в Тибете появилась в процессе переводов индийских религиозных текстов)... Т.е. в спорных моментах можно опираться на индийские астрологические традиции?..
Собственно, тибетская астрология пришла не из Индии, а из Китая (28-ричный зодиак). Лишь спустя длительное время пришли индийские традиции. Вот немного истории об этом процессе.
Китайские астрологические и астрономические вычисления появились в Тибете до индийских. Это произошло в середине VII века, во времена правления императора Сонгцена Гампо, основателя великой Тибетской империи. Его женами были китайская и непальская принцессы; первая привезла с собой в Тибет различные китайские астрологические, астрономические и медицинские тексты. Спустя пару лет тибетский двор уже обозначал годы названиями двенадцати животных, но 60-летний цикл пока ещё не использовался. На протяжении последующих двух столетий это система оставалась в Тибете практически единственной.
После периода общего культурного упадка в IX веке из хотанского региона Восточного Туркестана в X веке в Тибет пришла новая волна китайского астрологического и астрономического влияния. Тибетский мастер Дхармакара объединил новшества с теми сведениями, которые он и другие помнили из предыдущего периода распространения этих учений и которые к тому времени были заметно искажены. Он составил новую полную систему вычисления стихий: теперь она включала расчёты, связанные со смертью, браком, препятствиями, расчёты гороскопа и геомантию. К XI веку тибетцы в основном пользовались 60-летним циклом животных и стихий.
В современном тибетском календаре также есть «царский» номер года. Это число лет с восхождения на престол в 127 году н.э. первого тибетского царя Ньятри Ценпо.
Индийская часть астрологических и астрономических вычислений появилась в Тибете вместе с « Тантрой Калачакры». Разные переводчики и мастера переводили основные тексты Калачакры с санскрита и несколько раз передавали их в Тибет в период с XI по XIII столетия. Эти тексты стали важными в ранних традициях сакья и кагью, на них впоследствии было написано множество комментариев. Кроме того, труды китайских и индийских мастеров были объединены и переработаны, в результате чего возникла самобытная тибетская астрологическая и астрономическая традиция.
Как и в индуистских системах, в Калачакре для подсчёта лет используется 60-летний цикл Юпитера. Этот цикл называется рабджунг (rabjung), или «важный» цикл, – по названию первого из шестидесяти лет.
Первый год первого «важного» 60-летнего цикла тибетского календаря считается официальным годом появления Калачакры в Тибете. Это знаменитое, предсказанное в литературе по Калачакре число лет «огонь-пространство-океан» после начала мусульманского периода в 624 году н.э., хотя на самом деле мусульманский период начался в 622 году.
И система Калачакры, и индуистские системы дают числам названия, используя распространённый в паниндийской литературе список, и приводят их в определённом порядке: единицы, десятки, сотни и так далее. Существует три огня и четыре океана, а пространство пусто как нуль. Таким образом, «огонь-пространство-океан» – это 403 года после 624-го, то есть 1027 год.
Когда 60-летний «важный» цикл Калачакры был сопоставлен с китайским 60-летним циклом стихий и животных, 1027 год не совпал с началом китайского цикла. Китайский цикл всегда начинается с мужского деревянного года крысы, а 1027 год пришёлся на четвёртый год цикла – женский огненный год зайца. Поэтому тибетский 60-летний цикл начинается с женского огненного года зайца и список двенадцати животных начинается с зайца, а не с крысы. Из-за разницы в три года текущий тибетский 17-й цикл начался в 1987 году, тогда как текущий китайский 27-й цикл – в 1984 году.
Хотя первый «важный» 60-летний цикл начался в 1027 году, календарь Калачакры не был узаконен в Тибете вплоть до второй половины XIII века. Тем не менее, многие по-прежнему обозначали год, используя название стихии и животного, – это популярно до сих пор, – а не его название в «важном» цикле. При этом математические вычисления для календаря брали из системы Калачакры.
Одним из выдающихся ранних мастеров школы сакья и авторов астрологических исследований был Чогьел Пхагпа, живший во второй половине XIII века. Он был наставником монгольского правителя Китая Хубилай-хана (Хублай-хана) и духовным мастером, которому вместе с его дядей Сакья Пандитой было доверено принести тибетский буддизм в Монголию. Будучи известным мастером учений Калачакры, Чогьел Пхагпа, несомненно, также принёс в Монголию и полную тибетскую астрологическую и астрономическую систему. Более того, календарь Калачакры официально приняли в Тибете, вероятно, благодаря тому что монгольские ханы, которые, начиная с Хубилая, были императорами династии Юань в Китае, назначили сначала дядю Чогьела Пхагпы, а потом и его самого светским правителем Тибета.
В начале XIII века Чингиcхан, дед Хубилай-хана, уже перенял от уйгуров исчисление годов с помощью двенадцатилетнего цикла животных и узаконил его в своей империи. Согласно одному из описаний, по случаю завоевания в 1207 году Тангутского царства – в наши дни это восточный Ганьсу и Внутренняя Монголия – Чингисхан ввёл «монгольские месяцы», соответствовавшие китайским и заменявшие их.
Когда в середине того же столетия преемники Чингиcхана ввели в Монгольской империи тибетский календарь, они изменили монгольские месяцы в соответствии не с китайскими, а с калачакровскими, которые сильно отличаются. Однако первый монгольский месяц остался первым месяцем года, что соответствует китайской традиции, – хотя тот и начинается на два месяца раньше, чем первый калачакровский. Это было перенято Тибетом, то есть во всей Монгольской империи новый год начинался примерно в одно и то же время. Тем не менее, начало китайского и тибетского нового года не всегда совпадало, потому что в каждой из этих календарных систем есть собственные математические формулы добавления високосных месяцев и определения начала и продолжительности каждого месяца. В Тибете монгольские месяцы назвали «тибетскими месяцами», и даже в наши дни оба названия взаимозаменяемы.
Линии передачи тибетской астрологии и астрономии
В наши дни есть две основные группы линий передач тибетской астрологии и астрономии: Цурпху и Пхугпа. В основе первой – комментарии к Калачакре, написанные в начале XIV века Третьим Кармапой Рангджунгом Дордже в монастыре Цурпху. Эта линия учений присутствует исключительно в традиции карма-кагью. Для определения положения Солнца и Луны в ней применяется краткая система вычислений, а для определения положения планет – полная.
От системы Цурпху произошла система вычислений Чатухпитха-Калачакра. Её основал Другчен Пемакарпо в конце XVI века. Так как эту систему используют в традиции другпа-кагью, а также в Бутане, иногда её называют бутанскими вычислениями. В них объединён материал из « Тантры Калачакры» и « Чатухпитхи», или « Тантры четырёх тронов». Главное отличие между этой системой и системой Цурпху в том, что в ней вычисленный день недели считается уже прошедшим, а не текущим. Например, если, согласно вычислениям, какая-то среда – девятый день месяца в системе Цурпху, в бутанской системе вычисленный девятый день считается уже прошедшим, и среду считают десятым днём. Традиция дригунг-кагью (дрикунг-кагью), напротив, следует системе, объединяющей традиции Цурпху и Пхугпа.
Систему, или линию передачи, Пхугпа начали в XV веке три мастера, чьи имена содержали слово «Гьяцо»: Пхугпа Лхундруб Гьяцо, Кхедруб Норзанг Гьяцо и Цангчунг Чодраг Гьяцо. Основанная на линии передачи учения Бутона, мастера XIV века из школы сакья и великого комментатора « Тантры Калачакры», она уделяет особое внимание восстановленной полной системе математических вычислений. В тексте « Белый аквамарин» середины XVII века Деси Сангье Гьяцо вносит поправки в традицию, представляя полную систему для календаря и альманаха, а также для того, чтобы включить в альманах данные из краткой системы, используемые для вычисления затмений. Традиции гелуг, сакья, ньингма и шангпа-кагью следуют линии передачи Пхугпа, как и российские калмыки. Таким образом, это наиболее распространённая астрологическая система.
Обширный китайский стиль, или жёлтые вычисления, получил развитие в обоих системах – Пхугпа и Цурпху. Когда Пятый Далай-лама отправился в 1652 году в Китай по приглашению первого маньчжурского императора династии Цин, он видел в императорском дворце в Пекине записи и документы, составленные в соответствии с традиционным китайским календарём и астрологической системой. Впечатлённый увиденным, он попросил своего переводчика Мергена Качупу составить об этом заметки. Вернувшись в Тибет, Мерген Качупа написал об этих обширных вычислениях в китайском стиле 13 томов. Тексты были сокрыты во дворце Далай-ламы Потале и никогда не использовались. В упомянутом выше тексте Деси Сангье Гьяцо, министра Пятого Далай-ламы, жёлтая система не упоминается. Тем не менее, основателем этой астрологической и календарной традиции считают Мергена Качупу.
В XVIII веке тибетцы снова стали интересоваться китайским календарём и китайской астрологией. Этот интерес особо поощрялся маньчжурским императором Китая Цянь Луном. Из традиции Цурпху маньчжурский императорский двор посетили Двенадцатый Кармапа, а позже и Восьмой Тай Ситу; при их поддержке появились новые переводы. В линии Пхугпа наибольший интерес проявляли мастера школы гелуг северо-восточной тибетской провинции Амдо, особенно из Астрологического колледжа монастыря Лабранг Ташикхьил. Они также перевели много трудов. Внутренняя Монголия следует их линии передачи.
Сокращённая версия жёлтой системы появилась в тексте, написанном Чендзо Сунграбом в начале XIX века в школе Пхугпа Центрального Тибета. На основе записей Гена Лодро Гьяцо профессор Трагтон составил в 80-х годах XX века систему, которая в наши дни используется в Тибетском институте медицины и астрологии в Дхарамсале. Институт медицины и астрологии в Лхасе пользуется системой, недавно составленной Цетеном Шабдрунгом и Муге Самтеном.
Жёлтая система применяет основные вычисления календаря Калачакры и этим полностью отличается по своей структуре от классического китайского календаря. Тем не менее, метод добавления двойных месяцев в этой системе очень похож на используемый в китайской системе, хотя совпадает с ним не во всём. В отличие от других тибетских и индийских систем, которые удваивают и пропускают даты лунного месяца, календарь, составленный с помощью обширных вычислений в китайском стиле, например с помощью китайских вычислений, не имеет таких особенностей. Каждый месяц состоит из 29-ти или 30-ти дней, последовательно пронумерованных, число которых определяют в соответствии с несколькими традициями вычислений. Даты начала каждого месяца не всегда, но чаще всего совпадают с датами в классическом китайском календаре или в системах Пхугпу или Цурпху.
Есть ряд отличий между традициями Пхугпа Внутренней Монголии и Центрального Тибета, например в удвоении месяцев. Календарь Внутренней Монголии составлен в соответствии с системой жёлтых вычислений, тогда как альманахи традиции Пхугпа Центрального Тибета лишь приводят данные этой системы. В основном жёлтые вычисления применяются для составления прогнозов «земляного быка», касающихся погоды и общих условий года.
Халха-монголы из Монголии, а также из Бурятии и Тывы (Сибирь) следуют разновидности традиции Пхугпа, известной как Новый геден или Новая положительная линия. Традицию начал в 1786 году Сумпха Кхенпо Еше Пелджор – монгорский мастер астрологии и медицины из Амдо. Эта система основана на комментариях XV века к Калачакре, написанных Кхедрубом Дже. Большинство вычислений опирается на те же правила, что и вычисления системы Пхугпа; расчёт 60-летних циклов также совпадает. Тем не менее, хотя 60-летний «важный» цикл начинается с женского огненного года зайца, за исходную точку вычисления 60-летнего периода принимается мужского огненный год лошади – четырнадцатый год цикла, потому что в мужской огненный год лошади родился Будда Шакьямуни. Именно это делает монгольский календарь особенным.
Бонская астрологическая система называется «чистые вычисления трёх исследований». Хотя бонпо считают свою систему самой древней, предшественницей буддийских систем, в письменной форме она была упорядочена Конгтрулом Джигме Намкхой Дордже (1880-е–1953 гг.). Эта система содержит внешние, внутренние, тайные и ещё более тайные чистые вычисления. Внешние и внутренние соответствуют традиции Пхугпа, за исключением очень незначительных расхождений и немного отличного подхода к некоторым вычислениям. Тайные и ещё более тайные содержат более точные вычисления, чем внешние и внутренние. Бонский календарь в точности совпадает с календарём Пхугпа.
Отличия между тибетскими системами проявляются более отчетливо в том, как лунный календарь соотносится с солнечным.
Остаться собой – самое простое и самое сложное в жизни.