Тема: Непричесанные мысли.
Небольшое вступление. Может быть я слишком самонадеян, затевая новую тему, но мне почему то показалось, что предложенная темка о святых и святости несколько перерастает формат той ветки, где она прозвучала изначально. Писать по ней я буду много и долго, причем сильно подозреваю, что не раз и не два повествование уйдет в сторону. Опять же многое из того что будет написано я не смогу ни убедительно обосновать, ни аргументировать... Так что считайте, что данный заголовок есть аналог метки "здесь я могу нести бред и ересь". Ну а засим, помолясь, приступаю. Не ругайте строго, писать буду много и долго, боюсь даже не уложится в один присест.
ЗЫ: Со своей стороны, дабы избежать монолога, приглашаю присоединится всех, кому сколь либо будет интересен данный аспект. Обещаю и торжественно клянусь избегать в данной теме дуракаваляния и "скарамушества" (к слову о дель*арте), но только в этой
Добавлено спустя 1 час 10 минут:
Вот сижу и пытаюсь сообразить с чего бы начать. Вот с этого? Или с этого? А может все таки с того? Всегда найдется что то, что хотелось бы написать до, предварить так сказать... а потом предварить предварение... и еще раз предварить... и ситуация закручивается дурной бесконечностью курицы и яйца. Поэтому давайте схитрим и притворимся, что здесь и сейчас я не отвечаю на вопрос заданный Райдо, а просто излагаю случайно забредшие в голову мысли. Уж какие зашли - такие и зашли... не судите строго, я, позднерожденный поспешен и глуп...
Так что же такое святость? Почему мы полагаем одних святыми а других нет? Где критерий, где тот Рубикон, по пересечению которого над лысиной сам собой прорезается нимб? Что значит: быть святым? Вы знаете ответы? И я нет, но давайте попробуем разобраться.
Прежде всего исключим конфессиональное деление. Почему? Ну во первых потому, что с точки зрения того же ортодоксального буддизма (если я не прав пусть Амакурама меня поправит), тот же Бернард Клервоский кровавый сукин сын, душитель свобод и поджигатель войны... или тот же Игнатий Лойола прожженный властолюбивый интриган, основавший одно из самых неоднозначных обществ в истории человечества, ан нет, и тот и другой - святые. Или возьмите к примеру тех же индийских мудрецов, всяких там Васу и Васидшху, почитаешь их биографии и ужаснешься - старички то были ого-го! с характером и особенно любили проклинать всяких встречных поперечных. Причем уж проклинали так проклинали, после их благих пожеланий все приключения Ионы кажутся легким морским приключением на уик-энд... но они тоже святые.
А во вторых полагаю мне не потребуется объяснять, что просто - пусть даже и ревностно - выполняя предписания той или иной конфессии святым не станешь. Постись - не постись, ешь свинину - не ешь, тверди ом мани - не тверди. Поскольку восторженных верующих тщательно и беспрекословно следующих канонам миллионы а вот святых значительно меньше, хотя казалось бы "еще чуть чуть и прямо в рай..." Соответственно мы так же избегнем сравнительных характеристик той или иной религии и не будем мерить кто круче: Гаутама, Иисус или Магомет. Как по мне так каждая из них отщипнула свой кусочек истины, как впрочем свои кусочки были и у ныне покойных зороастризма, манихейства, митраизма, античных воззрений и кто я такой чтобы выносить какие то экспертные суждения? Правильно - точно такой же колупатель своего кусочка.
Добавлено спустя 2 часа 26 минут:
Во вторых позвольте отсеять "анекдотичных святых", уж извините за вольность терминологии. Под "анекдотичными святыми" я подразумеваю разнообразных грязнуль всю жизнь просидевших на капители какой нибудь колонны, поедателей собственного кала из идейных соображений, девушек "не давших" местному царьку и иже с ними. Равно как к этой категории я позволю себе отнести канонизированных из конъюнктурных соображений вроде того же Николая II (почему я не считаю его святым то отдельный долгий разговор и если любопытно мы непременно его коснемся, но в другой раз, договорились?) А уж про канонизацию Будды под именем св. Иософата и упоминать не хочется.
И в третьих я бы отсеял святых чье происхождение неясно и мифологично. Мне несколько сложно рассуждать о тех, кто не понятно то ли жили то ли нет, а если жили то чем именно занимались. Отсюда мое желание елико возможно дистанцироваться от полусказочных персонажей и оставить их на морозе.
Но тут боюсь меня поджидает некая ловушка. Вот смотрите: есть такой персонаж в русских былинах как Илья Муромец: правой рукой взмахнул - улица, левой отмахнул - переулочек... Казалось бы вот кто кто а это типично сказочный персонаж, ан нет - вполне себе исторический, ныне покоящийся в Киево-Печерской лавре и лично мной виденный. Или возмите те тот же Артуровский цикл - казалось бы целиком и полностью плод фантазий многогрешного сэра томаса Мэлори, заскучавшего на тюремной подстилке, ан опять же не совсем. То есть у многих сказочных героев есть свои вполне реальные прототипы и отделить одних от других к настоящему времени не представляется возможным. Равно как у многих вполне реальных людей явно найдутся измышленные мифологизированые факты биографии и опять же разделить где правда а где вымысел мне не под силу. И вот как быть с этим я пока не знаю. Либо валить все в одну кучу, мол, "бог узнает своих", либо осторожничать и выплескивать ребенка вместе с водой. Пока же мне видится так, если в чем то я испытываю хоть тень недоумения, я об этом скажу... впрочем, не слишком то полагайтесь на мое зрение, иногда я просто обожаю делать "детские ошибки", договорились?
Добавлено спустя 4 часа 16 минут:
Постараюсь продолжить, хоть с мысли и сбили.
Таким образом нам остаются святые, жившие в относительно небольшой период, условно говоря с 12 века и по наши дни. Сразу оговорюсь, разбираться во всем их многообразии - такой задачи я перед собой не ставлю, да и не по силам она мне, но вот постараться скомпилировать елико возможно и вывести своего рода "формулу святости" - постараться можно...
Нет, господа и милые дамы... сегодня не получится, вынужден откланятся... вернусь как только смогу
Взял и ниспроверг злого человека
Добрый человек. Из гранатомета шлеп его, козла
Стало быть добро то посильнее зла...