Тема: ш. 49. Воспоминание сна недостоверно
Если думают так: «Если во сне нет виджняны, заблуждающейся в отношении реальности видимого, тогда по пробуждении не будет и воспоминания о пережитом во сне», то это тоже неверно. Итак,
Если на основании наличия по пробуждении воспоминания сновидения
Признают существование ума во сне, то внешние объекты, соответственно, тоже будут существовать.
Почему же?
Подобно тому, как вы вспоминаете: «Я видел»,
Так и в отношении внешнего тоже существует подобное.
Подобно тому как на основании наличия воспоминания о пережитом в сновидении признают существование ума, так и на основании наличия переживания объекта и воспоминания о том следует признать и существование объекта. Поэтому будет правильным сказать: «Или объект тоже существует, или же виджняна тоже не существует».