Тема: ш. 47. Видимостям нужна внешняя основа
Поскольку известно, что именно такова идея, к которой мы приходим в результате анализа Писания,
Поэтому у того предмета (основы) паратантры,
Который будет причиной условного существования вещи,
И будет возникать при отсутствии внешнего воспринимаемого,
Имеется существование и бытиё, не являющееся объектом всех проявлений деятельности вербально-концептуального ума.
Этот предмет основу паратантры обязательно следует принять, поскольку он признаётся основой всех иллюзий концептуального мышления. Имеющее своим основанием верёвку ошибочное восприятие её в качестве змеи невозможно независимо от той верёвки. Имеющее своим основанием землю и т.д. ошибочное восприятие её в качестве кувшина и т. д. не будет возникать на пустом месте — независимо от земли и т. д. Аналогично и здесь: если нет внешней данности, то на основании чего будет иллюзия синего и т. д.? Поэтому, несомненно, следует принять предмет основу паратантры — причину иллюзии концептуального мышления, так как он является причиной полной осквернённости и совершенной очищенности. Если так, то это понимание действительного именно так, как оно есть: «Поскольку в действительности наблюдаем, что то, в чём нет чего-то, пусто — лишено того, а то, что здесь осталось, существует здесь истинно», неложно вводит в понимание шунъяты. Благодаря этому и другим примерам можно будет правильно уловить смысл шунъяты.