Тема: ш. 46. Источник видимостей в сознании
Если эти Три Мира являются лишь сознанием, то каким же образом при отсутствии внешней данности будет рождаться только сознание, имеющее её облик? Говорится:
Подобно тому, как под действием ветра
Из большого моря появляются волны, так и
Из «алаи — местопребывания» семян всего
Благодаря собственной способности появляется только сознание.
Подобно тому, как в результате действия ветра на частички воды, являющейся опорой — субстратом волн моря, как бы спящие до этого волны из-за встречи с ветром — причиной начинают бегать наперегонки туда-сюда, словно обретшие своё тело, так и здесь тоже в результате полного созревания отпечатков признания воспринимаемого и воспринимающего, отпечатков, которые с безначального времени оставляются следующими друг за другом виджнянами отдельных воплощений, сознание обретает индивидуализированное бытиё, а затем прекращается. Когда специфический отпечаток, который запечатлевается в алая-виджняне и является причиной рождения другой виджняны, связанной с обладанием собственным видом, встречается с условиями, вызывающими постепенно его полное созревание, то достигает полного созревания, благодаря чему порождает совершенно нечистую паратантру. Хотя простаки и думают о ней как о воспринимаемом и воспринимающем, но воспринимаемое, являющееся отличным от сознания, ни в малейшей степени не существует.
Например, признающие причиной Ишвару и т. д., называют Ишвару и т. д. творцом сущего:
Как корова — причина мычания, а вода — хрусталя,
Как дерево лагша — ветвей, так и он — причина всех существ.
Аналогично, виджнянавадины — «говорящие об алая-виджняне», тоже называют алая-виджняну, рассматриваемую в качестве опоры местопребывания семян восприятия всех вещей, всесеменной. Различие в том, что Ишвара — вечный, а алая-виджняна — невечна.