Тема: ш. 44. Цель проповедования о вещах
Для осуществления введения вначале не только объясняют алая-виджняну, но говорят и другое. Так,
Будда, хотя и лишён взгляда на совокупность разрушимого,
Говорит: «Я» и «Моё». Подобно этому,
Хотя вещи и не имеют собственного бытия,
Он в условном смысле указывает: «существуют».
Хотя Будда, отвергнув все «взгляды на совокупность разрушимого», и избавился от восприятия «я» и восприятия «моего», но говорит: «Я» и «Моё». Это является средством, применяемым для того, чтобы Учение было понято миром.
Подобно тому, как говорит: «Я» и «Моё», Бхагаван также называет вещи существующими, хотя они и не имеют собственного бытия. Это является средством, применяемым для того, чтобы Учение было понято миром. Поэтому о вещах и говорится, как о существующих. Так, в стихах, посвящённых проблеме соответствия и относящихся к буддийской школе Восточной Горы — Пурвашайла, говорится:
Если Руководители Мира Будды не приводят свои слова в соответствие с возможностями понимания существ мира, то никто не поймёт Будду и дхармату Будды. Они утверждают, что скандхи, дхату и аятана — одно и то же, но учат о Трёх Мирах. Это — приведение в соответствие с миром.
Говорят существам, используя непостижимые названия безымянных дхарм. Это — приведение в соответствие с миром.
Учат нереальности и, поскольку пребывают в бытии Будды, здесь нет ничего нереального. Это — приведение в соответствие с миром.
Не видят смысла и бессмысленного, но говорят Высшие из говорящих о прекращении (ниродхе) и абсолютном (высшем) смысле. Это — приведение в соответствие с миром.
Хотя нет уничтожения, нет рождения и всё равно дхармовому пространству, говорят о кальпе сжигания. Это — приведение в соответствие с миром.
Не воспринимают бытиё существ в трёх временах, но учат о мире существ. Это — приведение в соответствие с миром.