Тема: ш. 29. Аналогия с достоверностью зрения
Далее. Желая после такого объяснения относительной истины объяснить истину абсолютную, автор, из-за невозможности действительно объяснить её, поскольку она неописуема и не является объектом познания, для разъяснения её природы как переживаемого лично приводит желающим слушать пример:
То, что признаётся ложным — воспринимаемые в силу дефекта зрения
Волоски и другие предметы;
То, что видят чистыми (нормальными) глазами.
Истинную суть следует понять здесь — по аналогии с тем.
Известно, что когда обладающий дефектом зрения видит, что внутри чашки с «носорогом», которую он держит в руке, находятся волоски и другие посторонние предметы, то, желая устранить их, снова и снова пытается привести всё в порядок, но сталкивается с затруднениями. Хотя бы не имеющий дефекта зрения, подумав: «Что он делает?» и подойдя к нему, направил глаза на тот объект «с волосками», но не видит тех волосков и не познаёт как реальное и нереальное, волоски не являющиеся волосками, голубое и другие особенности, имеющие своей опорой те волоски.
А также, когда обладающий дефектом зрения объясняет своё состояние тому, кто не имеет дефекта зрения: «Вижу волоски», — тогда, хотя тот, желая устранить то, что он считает плодом воображения того другого, и говорит, повернувшись к объекту видения человека, имеющего дефект зрения, слова отрицания: «Здесь нет влосков», но у этого говорящего фактически нет возможности опровергнуть того.
Истинная сущность волосков является тем, что видит не имеющий дефекта зрения, а не тем, что видит другой. Соответственно, та собственная сущность скандх, дхату, аятан, которую воспринимают не видящие истинной сущности из-за препятствования со стороны дефекта зрения — неведения, является их относительной сущностью. То бытиё, которое при восприятии тех же самых скандх видят лишённые привычки неведения Будды Бхагаваны, воспринимающие сущее подобно тому, как не имеющие дефекта зрения видят волоски, является их абсолютной истиной.