Тема: ш. 165. Отбросив идею моего освобождаются
А также, почему же если нет Я, то нет и Моего? Чтобы объяснить это, говорится:
Поскольку при отсутствии деятеля нет объекта действия и деяния,
Постольку при отсутствии Я нет и Моего.
Поэтому, рассматривая пустоту Я и Моего,
Тот йог полностью освободится.
Как при отсутствии гончара невозможен кувшин, так и при отсутствии Я невозможно и Моё. Поэтому йог освободится, когда вследствие невосприятия Я и Моего не видит сансары. Если некто не воспринимает рупу и т. д., то у него не возникает относящаяся к ней страсть и т. д. Поэтому шраваки и пратъекабудды устанавливаются в нирване без получаемого (скандх), а бодхисаттвы, хотя бы и реализовали видение отсутствия сущности — Я, из-за сострадания поддерживают поток бытия вплоть до Просветления. Поэтому мудрый должен тщательно исследовать приведённые доказательства несуществования сущности — Я.