Тема: ш. 140, 141. Не отринув скандхи неотринуть эго
Когда постигают несуществование Я, то отвергают постоянное, вечное Я
И не признают его опорой восприятия я.
Поэтому весьма удивителен говорящий: «Понимание отсутствия Я
Вскрывает любой вид ложного взгляда на Я».
«Если постоянное Я является объектом восприятия я, то раз его нет, будет отвергнуто и восприятие я. Но объектом восприятия я является другое, и восприятие я отвергается в результате видения несуществования другой вещи». Увы и ах! Вы восхитительны! Чтобы разъяснить эту идею отсутствия взаимосвязи посредством примера, говорится:
Если видя, что в углублении в стене их дома находится змея,
Отгоняют опасения: «здесь нет слона»
И отвергают также наличие опасности со стороны змеи.
Увы! Будет верным иное.
Кто, хотя бы и имелась причина опасности, не видит в том действительной опасности, не исправляет положение и по глупости считает себя в безопасности, тот, столкнувшись со змеёй, будет ею и поражён, поскольку отсутствие слона не может устранить у него опасность из-за змеи. Аналогично и, если согласно этому признающему скандхи и сознание за Я, отсутствие вечного Я не может устранить восприятие я, имеющее своим объектом скандхи. Поэтому у него, несомненно, сансарное не потеряет силу.