Тема: ш. 137 а. Эго — не обладатель скандх
А также:
Признавать самого обладателя и обладаемое одним и тем же неверно.
Почему же?
Если рассмотреть это, то объект действия и деятель будут одним и тем же.
Итак, поскольку некто осуществляет обладание, то является обладателем и деятелем, а поскольку чем-то обладают, то оно является обладаемым и объектом действия. При этом обладатель является Я, а обладаемое — пятью скандхами. Итак, если совокупность рупы и т. д. является Я, тогда деятель и объект действия будут одним и тем же. Но этого не признают, так как придём к тому что будут одним и тем же махабхути и имеющая их своей причиной рупа, кувшин и гончар. Как сказано в «Мадхъямака-шастре» (X. 1):
Если то, что есть дрова, является огнём, то
Деятель и объект действия будут одним.
И (Х. 15):
Исследование огня и дров целиком и полностью объясняет все ступени исследования
Я и получаемого скандх вместе с кувшином, тканью и т. д.
Подобно тому, как огонь и дрова не признаются одним и тем же, так и, думаю, здесь тоже не следует признавать одним и тем же Я и получаемое скандхи, объект действия и субъект.