Тема: ш. 134. Эго — не скандхи и не отличное
Кроме того, хотя бы и квалифицировали это поучение данного раздела сутры как сделанное в плане утверждения, но не представляется возможным истолковать его в том смысле, что скандхи являются Я. Почему же? Итак,
Когда говорят: «Скандхи — Я», то подразумевается, что оно
Является совокупностью скандх, а не отдельной скандхой.
Например, когда говорят: «Деревья — лес», то лесом является совокупность деревьев, а не отдельное дерево, поскольку придём к тому, что лесом будут отдельные деревья. В соответствии с этим именно совокупность скандх будет Я. Далее. Поскольку совокупность не является чем-то, то
Не является спасителем, не является обуздывающим или же владыкой,
Поскольку того нет, то оно не является совокупностью.
Что здесь имеется в виду? Как сказал Бхагаван:
Я являюсь своим спасителем. Я являюсь своим врагом.
Когда совершаю хорошее и плохое, я являюсь своим владыкой.
Здесь говорится о спасителе и владыке. А вот говорится об обуздании:
Обуздав должным образом себя, мудрый обретёт рай.
Но простая совокупность, не существующая субстанционально, не признаётся спасителем, обуздывающим или владыкой. Поэтому совокупность не является Я. Если думают так: «Поскольку совокупность неотделима от обладателя совокупности, то будет признано, что плод является плодом обладателя совокупности. Поэтому будут признаны и спаситель, и обуздывающий, и владыка», то этого нет, поскольку при этом будет уже указанная ошибка.