Тема: ш. 126. Скандхи принимаются за эго
Буддийские философы говорят в связи с этим:
Поскольку Я, иное по отношению к скандхам, не имеет места, то
Именно скандхи являются объектом взгляда, признающего Я.
«Поскольку на основании приведённых доказательств приходим к выводу, что отличное от скандх Я не имеет места, постольку, раз нет Я, иного по отношению к скандхам, именно скандхи являются объектом «взгляда на совокупность разрушимого». Следовательно, именно скандхи являются Я».
Это — положение буддийской школы самматия. Далее:
Некоторые считают опорой взгляда признающего Я
Пятёрицу скандх, некоторые считают — одно сознание.
Некоторые говорят: «Считаем объектом «взгляда на совокупность разрушимого» пятёрицу скандх: материальное (рупу), ощущения (ведану), представления (санджню), соединители (санскары) и сознание (виджняну). И это признание Я относится к ним. Как сказал Бхагаван: «Монахи, те шраманы или брахманы, которые воистину наблюдают, думая: «Я», фактически наблюдают именно эти пять скандх». Именно поэтому говорят: «Для того чтобы разъяснить им: «Этот ваш взгляд относится к совокупности того, что имеет своей характеристикой разрушаемость, а не к Я и Моему», взгляд, относящийся к Я и Моему, назван «взглядом на совокупность разрушимого».
Другие признают за Я сознание. Так, в сутре сказано:
Я являюсь своим спасителем. Кто другой будет спасителем?
Обуздав должным образом себя, мудрый обретёт рай.
В этих стихах словом «Я» названо именно сознание. Почему же именно оно? Потому что нет Я, отдельного от скандх, и потому что в других сутрах тоже говорится об обуздании сознания. Например, здесь:
Обуздание сознания — прекрасно. Обузданное сознание приносит блаженство.
Поэтому «основу» восприятия я — сознание — называют Я.
На это следует ответить...