Тема: ш. 121 е. Ложная теория первоэлементов
Так, например, последователи вайшешики называют девять элементов Я: разум, блаженство, страдание, желание, антипатию, усердие, праведность и силу осуществления соединения. При этом разум — воспринимающий объекты. Блаженство — переживание обладания желаемым объектом. Страдание — обратное тому. Желание — влечение к желаемому объекту. Антипатия — отвращение к нежелательному объекту. Усердие — искусство ума в доведении дела до конца при реализации цели. То, благодаря чему реализуется полностью высокое и воистину хорошее, — праведность. Обратное тому — неправедность. Рождающееся из знания и являющееся причиной знания — сила осуществления соединения.
До тех пор, пока те девять элементов Я собраны и имеются у Я, будут перерождаться в сансаре, поскольку реализуют связанные с ними благие и неблагие деяния. Когда дух благодаря полученному при истинном постижении знанию уничтожает с корнем разум и другие элементы, тогда будет пребывать в самом себе и освободится. То Я называют также вечным, деятелем, вкушающим, обладателем качеств (гуна) и, поскольку оно всеохватывающее, — бездейственным. Некоторые из-за сжатия и расширения, признают его обладающим действием.
Ведантисты принимают: «Подобно пространству кувшина и т. д., различные тела — разнообразие одного». Итак, системы тиртиков будут взаимоотличны в отношении некоторых особенностей Я...