Тема: ш. 114. Явлённость доказывает зависимость
Здесь говорят: Если вы отрицаете рождение из себя, другого, обоих и беспричинно с обеих точек зрения абсолютной и относительной, то как следует определить то рождение в относительном смысле виджняны из неведения и санскар, ростка из семени и т. д.?
Это надо объяснить:
Поскольку вещи не являются тем, что будет рождаться
Беспричинно и по причине Ишвары и т. д.
Из себя, другого и обоих,
Постольку будут рождаться зависимо, благодаря опоре.
Поскольку, согласно сказанному, не бывает рождения вещей из сущности то есть беспричинно, не бывает от Ишвары, времени, атомов, материи, духа, бога Нараяны и т. д., не бывает рождения и из себя, другого и обоих, постольку опираемся как на идею, не проанализированную сторонниками истины мирских наименований, именно на это: «В зависимости от этого возникает то», как сказано в «Парамартхашунъяте». Бхагаван сказал:
Здесь слово Учения таково: Если имеется это, возникает то; поскольку родилось это, рождается то. Что это и то вследствие неведения — санскары.
Соответственно, говорится:
Поскольку имеется это, возникает то. Так, например, если имеется длинное, будет и короткое. Поскольку родилось это, рождается то. Так, например, поскольку появляется светильник, будет и свет.
И в шастре тоже говорится именно это (VIII. 12-13):
Деятель делается деятелем, опираясь на деяние. И деяние тоже возникает, опираясь на того самого деятеля. Кроме этого не вижу причины их существования. Аналогично следует рассматривать и обладание, поскольку деятель и деяние опровергнуты. По образцу деятеля и деяния следует рассматривать остальные вещи.