Тема: ш. 108. Явления подобны дефекту зрения
Поскольку те волоски и т. д., которые являются воспринимаемыми объектами
Обладателя дефекта зрения и т. д., не рождаются, то
Каждый должен оспорить их реальность.
Затем — в отношении связанного с дефектом зрения — неведением.
Каждый должен спросить у тех, кто имеет дефектное из-за бельма и т. д. зрение: «Почему волоски и другие несуществующие объекты вы видите, а сына бесплодной женщины — нет?» Затем нужно спросить у тех, чьи глаза ума покрыты бельмом неведения: «Почему рупу и т. д., имеющую своей характеристикой нерождённость, видите, а сына бесплодной женщины— нет?» У нас это не признаётся. Итак, мы говорим: «Йоги видят вещи так. И другие — те, которые желают обрести мудрость йога, тоже должны полностью признать объясняемую так природу дхарм».
Хотя благодаря постижению посредством йогической мудрости и стараются объяснить отсутствие бытия вещей в точном соответствии с Писанием, но это не для нашего ума, поскольку глаза нашего ума покрыты бельмом неведения. Как сказано:
Скандхи лишены бытия и пусты. Тот, кто действует, тоже лишён бытия. Мудрый это знает, простак — нет. Мудрый постигает всё, как лишённое бытия. Если, постигнув отсутствие бытия познаваемого объекта, постигли подобное и в отношении познающего субъекта, то говорят: «Они идут по пути Просветления».
Поэтому это бытиё не признается у йогов. Они не видят бытия каких бы то ни было дхарм ни в относительном, ни в абсолютном, высшем, смысле. Держитесь же взгляда, присущего обладателям дефекта зрения! Это является тем, что главным образом и признаётся у вас.