Тема: ш. 97 б, 98 а. Нет рождения из себя
(Опровержение рождения из обоих)
Далее. Отвергнув, таким образом, рождение из другого, теперь, желая опровергнуть рождение из обоих, автор говорит:
Рождение из двух — тоже невозможная вещь,
Поскольку наделено теми уже указанными недостатками.
Итак, признающие два джайнисты думают, что вещи рождаются из обоих, поскольку рождение будет иметь место как из себя, так и из другого. При этом, когда признаём, что кувшин возникает из комка глины, палочки, колеса, нити, воды, гончара и т. д., то поскольку два — глина и кувшин не являются инаковыми, рождается кувшин, существующий именно как глиняный предмет, постольку рождается из себя. А поскольку осуществляющими его порождение являются иные по отношению к нему действия гончара и т. д., постольку рождается и из другого. Так рассуждают о рождении из себя и другого.
Рождение из себя и другого будет как у внешнего, так и у внутреннего. Приведя систему категорий: «Девять категорий таковы: живой и не являющееся живым, заслуга, грех, порочное, нравственное и т. д.», говорят так: «Поскольку это рождение получает Майтрея, существующий именно как живое существо и в другом рождении, постольку рождается из себя, так как два — Майтрея и живой не являются инаковыми.
Поскольку живой обладает способностью перемещаться, то признаётся перемещающимся в другие формы жизни — божества и т. д. Поскольку он рождается благодаря отцу и матери, праведности и неправедности, пороку и т. д., то рождается из другого. Поэтому у нас нет никакого противоречия с этим: «Не рождаются ни из себя, ни из другого», так как не принимаем, что рождаются только из себя, и не принимаем, что рождаются только из другого».
Это возражение мы тоже называем неверным. Рождение из двух не является возможной вещью. Почему же? Потому что «наделено теми уже указанными недостатками».