Тема: ш. 82. Мадхъямики соглашаются с миром
Итак,
Если...
это относительное
...не существует как для архатов, которые,
Отринув скандхи, вошли в успокоенность нирваны,
Так и для мира, то в соответствии с этим мы не говорим:
«Оно существует» даже для мира.
Если относительное не будет существовать и для мира так же, как оно ни под каким видом не существует для архатов, вошедших в сферу нирваны, не имеющей остатка скандх, то, в соответствии с этим, мы и в отношении мира не говорим: «Оно существует», подобно тому, как не говорим этого в отношении скандх и т. д. архата. Поэтому мы принимаем относительное только как зависимое от другого, а как независимое — нет. Миром же относительное признаётся истинным. Поэтому оно заслуживает отрицания только тогда, когда отрицается в связи с чьим-то признаванием его истинным, а в других случаях — нет. Вот что имеется в виду в приведённом четверостишии.