Тема: ш. 81. Мадхъямики не спрорят с миром
Здесь говорят. Если вы говорите о нас как о совершенно несведущих, то теперь и мы тоже не будем проявлять терпимость по отношению к вам. Если при опровержении положений других вы сами проявляете мудрость и отрицаете, в силу невозможности, предмет основу паратантры как неприемлемое, в таком случае займитесь теперь опровержением признаваемого у вас относительного, так как и оно невозможно именно из-за указанной вами неприемлемости.
Говорю. Если вы удовлетворились, дав под видом друга еду с ядом отнявшему у вас собрание драгоценностей, накопленных с сотней трудностей с безначального времени, и таким образом в ответ снова содеяли вред, подобный отнятию, то полагаетесь на изменчивое, но мы будем выше этого. Итак,
В то время, как вы признаёте предмет основу паратантры,
Мы не принимаем даже относительное.
Хотя оно и не существует, но ради плода мы говорим
В мирском смысле: «существует».
В то время, как вы, пребывая в своеволии, в своей системе называете предмет основу паратантры тем, что постигается мудростью святого, мы не признаём даже относительное. Что же тогда? Хотя относительное и не существует, но поскольку оно признаётся именно в мире, то мы и говорим только в мирском смысле: «существует», так как повторение чего-то вслед за кем-то является методом его опровержения.
Как сказал Бхагаван: «Хотя мир и спорит со мной, но я не спорю с миром. То, что в мире признаётся существующим, я тоже полагаю существующим. То, что в мире признаётся несуществующим, я тоже полагаю несуществующим».